uzluga.ru
добавить свой файл
1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 284 ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ОСТРОВНОЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Реферат на тему:

«Особенности малочисленного народа саами»


Работу выполнил:

ученик 9 «А» класса

Крамаров Кирилл Васильевич


Учитель:

Мельникова Нина Сергеевна


г. Островной 2012 год.

Содержание


Содержание 3

Введение 4

1. Общая характеристика саами 6

2. История происхождения саами. 8

5. Особенности быта и культуры саами 15

5.1. Национальная одежда. 15

Список литературы 22

Приложение 1 23

Приложение 2 24

Приложение 3 26



Введение



Тема данного реферата – «Особенности малочисленного народа саами». Настоящая работа посвящена исследованию основных характеристик коренного народа Северной Европы.

Выбор столь сложной темы обусловлен тем, что я – автор заслуживающего вашего внимания реферата – представитель народа саами и проживаю на исторической территории – Кольском полуострове (Мурманская область) (Приложение 1) (1). Саами – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Саамов Кольского полуострова в старину называли лопарями, поэтому территорию, на которой они проживали, величали Лапландией (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».

Цель реферата – рассмотреть особенности такого малочисленного народа Крайнего Севера, как саами.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • максимально подробно дать характеристику саамов (территория проживания, численность, язык, религия, промыслы, ремесла и т. д.);

  • изучить литературу, описывающую историю народа саами;

  • составить краткий очерк истории саами.

При написании реферата было проанализировано достаточно большое количество научной и художественной литературы, описывающей образ жизни, культуру, деятельность народа саами, авторами которой назовем: В.К. Алымов, В.Д. Голубчикова, А.А. Киселев, В.А. Кряжков, С.А. Токарев, Н.Н. Харузин, Л.В. Хомич, В.В. Чарнолусский и др. Также по данной тематике прочитано множество электронных ресурсов, одним из которых назовем свободную общедоступную мультиязычную универсальную интернет-энциклопедию – Википедию.

Реферат состоит из двух частей:

  • Саами: общая характеристика (эта часть включает в себя еще несколько подпунктов).

  • История саами.

В реферате, как и в любой научной работе, есть введение, заключение, список литературы, а также приложения, куда помещены карты, диаграммы и рисунки по теме.


^

1. Общая характеристика саами



Саамы относятся к финно-угорской группе народов. Финно-угорская группа народов говорит на финно-угорских языках и проживает в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Саамы – коренной малочисленный народ Северной Европы (Приложение 2).

Существует множество различных названий народа «саами»:

  • саамы;

  • саами;

  • саамь;

  • саммьленч;

  • лопари;

  • лопляне;

  • лопь;

  • лапландцы;

  • самъ (на кильдинском языке);

  • sámit, sampelaš (на северно-саамском языке);

  • Saamelaiset (на финском языке);

  • Samar (на норвежском языке);

  • Samer (на шведском языке).

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров – от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине (5).

Общая численность народа саами – ^ 80 тыс. человек (6)!!! По оценке Саамского парламента Финляндии, их около 75 тысяч человек (7). В Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции – от 15 до 25 тысяч, в Финляндии – от 6 до 8 тысяч, в России – две тысячи человек.

Отдельно заострим внимание на численности саамов России, которая, как в Российской империи и СССР, остается практически на неизменном уровне уже на протяжении более чем 100 лет: в 1897 году – 1812 человек, в 1959 году – 1792 человека; в 2002 году – 1991 саам. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек. (Приложение 4). Подавляющее большинство саамов России проживает в Мурманской области (89 % от общего числа) (8).

По численности саамов мной составлена диаграмма (Приложение 3).

По данной диаграмме мной установлено:

- что в Норвегии проживает от 40 до 60 тыс. человек;

- в Швеции от 15 до 25 тыс. человек;

- в Финляндии от 6 до 8 тыс. человек;

- в России 2 тыс. человек.


^

2. История происхождения саами.


Около восьми тысяч лет назад пришли с юга на Кольскую землю охотники и рыбаки. Поселились на морских берегах, близ устьев рек и небольших заливов.

В русских летописях они впервые упоминаются в 1000 г. как «лонь».

Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху населения археологической культуры финно-угорского населения. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путем слияния воедино многих этнических групп.

В XII веке на берегах Волхва расцветал русский город – Великий Новгород. Славился он на Руси и за ее пределами церквями, хоромами, торговыми рядами. Лавки новгородских купцов ломились от товара русского и заморского. Среди торговых людей часто слышалось слово «Тре». Так называли тогда новгородцы Кольский полуостров. Что только не рассказывали купцы, продавая кольскую пушнину, моржовый клык, сёмгу. Рассказы о богатствах Севера не давали покоя предприимчивым новгородским купцам. Так иной купец наберет добровольцев в дальнюю страну Тре, даст им речные суда – ушкуи. От названия этих судов людей, которые на них плавали, называли «ушкуйниками». В страну водные пути были самые надежные. Других дорог в дремучих лесах и в топких болотах не существовало.

Вслед за ушкуйниками в начале XII века пришли на землю Тре новгородские люди. И обложили саамов данью. Саамы не противились. Дань была невелика, всего пять беличьих шкурок в год с охотника. Стала Терская земля новгородским владением.

Сначала русские люди селились на западном побережье Белого моря, откуда ездили на Терский берег промышлять рыбу и зверя. С середины XV века они стали селиться в полюбившихся местах.

В начале XV века саамы были язычниками. Обычно обожествлялись различные силы природы. Источники того времени называют саамов дикой лопью, т. е. некрещёной.

Миролюбивым характером дышат все отношения саамов с русскими. Они жили дружно. Места и промысловых угодий хватало. Когда у саамов кончались продукты русские давали им в долг, лопари отдавали долги честно, всегда с «прибавкой». Долгое время саамы хранили обычай крестования. Лопари охотно и часто выселялись ближе к русским селениям и не строили уже своих погостов далеко в глуби Лапландии. Так же охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девушках.

На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700 – 1721 гг.), с 1868 года для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамом также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ.

В сфере народного просвещения, тем не менее, имел место некий прогресс, распространялась грамотность.

После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди коренного населения (саамов) Лапландии наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. В 1989 году в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2% говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка.

После второй мировой войны в Финляндии положение саамов улучшилось, и параллельно с этим, начиная с 60-х годов, возросло их национальное самосознание.

С 1956 году создан Саамский совет из 15 членов, в который с 1992 года входят представители России. В 1974 году основан Саамский институт. В 90-х годах появились законы о языке, которые придают саамскому языку статус государственного. В 1986 году саамская конференция утвердила саамский национальный флаг, гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио-, телепередачи. С 1976 года саамы являются членами Всемирного совета коренных родов. В настоящее время едва ли не самой большой проблемой для саамов является признание их прав на земле и вод Лапландии.

История происхождения народа саами очень интересна. Первые упоминания об этом народе идут от 1000 года. Народ саами образовался путем слияния нескольких этнических групп. Сначала саами жили вдали от русских, но потом они стали поставлять товар в Новгород. И пришли Новгородцы на Кольский полуостров и обложили данью саамов. Саамы вели кочевой образ жизни, а с приходом русских они перестали кочевать. Начала развиваться грамотность с 1616 года. С 1933 года начали готовиться недра для работы в школе, которые занимались обучением саамскому языку. В 1986 году появился национальный флаг.




3.Памятники истории саамов

3.1. Саамские кентища

В рамках совместного российско-норвежского проекта по изучению и картографированию памятников культуры саамов частично была обследована южная часть территории Кольского полуострова. Можно сказать, что на кентищах видны контуры строений, остатки хлебных печей, сосны с метками различного содержания. Исследования показывают, что саамы помнят свои родовые угодья, места хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что именно эта территория подверглась интенсивной вырубке лесов, саамские кентища сохранились. Вызвано это спецификой обустройства. Как правило, летние стоянки устраивались на небольших сухих местах среди болот. Болота выбирались для стоянок по двум причинам: на них привязывали ездовых оленей, которые находили там достаточно корма в летнее время, а также была возможность видеть издали любого человека приближающегося к стоянке. И небольшие островки леса на этих местах оказались не затронутыми лесозаготовщиками.

На Кольском полуострове ученые обнаружили много стоянок первобытных людей. Ценный материал об их жизни дали раскопки могильника на острове Большой Олений. Людей, которые там обитали, называют оленеостровцами. Археологи определили, что они жили примерно тысячу лет до новой эры и являются предками современных саамов. Прежде всего, археологи нашли в могильнике предметы промыслового снаряжения: различные гарпуны, копья, наконечники стрел. Стрелы были разными. Среди них есть и тупые – для охоты на пушных зверей. Такими стрелами убивали животных, не портя ценной шкуры. В могильнике оказалось много костяных рыболовных крючков различной величины, грузил для сетей.

Особый вклад в развитие археологии Кольского края внесла Н.Н. Гурина – ученый с мировым именем. Она открыла более трехсот стоянок первобытных людей и уникальные наскальные рисунки древних в районе реки Поной.

3.2. Лабиринты

Близ Кандалакши, Умбы, Поноя до наших дней сохранились лабиринты – древние наземные сооружения первобытных людей. Выложены они из небольших камней. Вместе эти камни составляют овал в виде подковы с замысловатыми, запутанными ходами. Лабиринты называют еще вавилонами. Их устаивали всегда возле воды, в местах, богатых рыбой. Тайна лабиринтов до сих пор не раскрыта полностью. Ученые спорят. Одни считают, что лабиринты связаны с религиозными представлениями первобытных людей. Совершая здесь обряды, люди надеялись обеспечить успех в рыбной ловле. Другие ученые предполагают, что вавилоны указывают на принадлежность промыслового места определенному роду. А может, вавилоны служили особым сооружением для ловли рыбы? Чтобы доказать это предположение, петрозаводские археологи провели такой опыт. На берегу Белого моря они выложили лабиринт. Во время прилива его затопило водой. Вода отошла, а рыба запуталась в лабиринте ходов и не смогла выйти.

3.3. Сейды

Другим археологическим памятником являются сейды. Это огромные валуны или нагромождения из 2-6 плоских камней. Иногда сейды напоминают фигуры загадочных существ. Ветер и дождь, мороз и солнце разрушили скалы, и камни принимали различные очертания, порой сходные с человеком или животными.

Первобытные люди считали сейды священными камням. Они думали, что сейды в любой момент могут перелететь в другое место. Чтобы задобрить духов к сейдам приносили туши оленей, рыбу. У сейдов просили удачи в охоте и рыбной ловле, избавления от болезней.

Если начиналась буря, саамы говорили: «Сейд хмурится». Если пересыхали реки, утверждали: «Сейд сердится». Если начинались болезни, вздыхали: «Сейд гневится».

Одним из самых ярких и выразительных монументальных памятников первобытного искусства на Кольском полуострове являются наскальные изображения. Рисунки на всех камнях выбиты точечной ретушью – с помощью мелких ударов острым каменным инструментом, диаметр которого не превышал пяти миллиметров. При этом точки, нанесённые близко одна к другой, слились вместе, образовав углубленный контур рисунков. Глубина их не более трех миллиметров.

Совершенно отчетливо видны шестнадцать оленей. Они изображены довольно различно. Есть удивительные, в особенности один, в середине камня. Это молодой стройный олень с гордо поднятой головой, небольшими рогами, как бы олицетворяющий собой Север. Остальные олени несколько иных очертаний и пропорций.

Как и любого другого народа у саами имеются памятники истории.




^ 4. Религия и язык саамов

Саамский язык распадается на множество диалектов, на западную и восточную группы. Язык саамов Кольского полуострова относится к восточной группе. Он имеет четыре диалекта:

  • йоканьгский (исчезающий язык),

  • кильдинский (исчезающий язык),

  • нотоземский (исчезающий язык),

  • бибенский (мертвый язык).

Саамский язык относится к финно-угорской группе, близкие языки – финский, карельский, вепский.

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ – почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов – существование культа предков.

Религия современных саамов – большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие (10).

Саами относятся к фино-угорской группе народов. У данного народа существует множество различных названий. Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров. Общая численность народа саами – 80 тысяч человек, но в России проживает всего 2 тысячи человек. Это говорит о том, что это один из малочисленных народов, проживающих на территории России.
^



5. Особенности быта и культуры саами

5.1. Национальная одежда.


Традиционная зимняя мужская одежда саамов практически не отличалась от женской. Зимой носили пеццк (печок) – верхнюю глухую одежду из оленьих шкур мехом внутрь. Женский печок украшали по вороту, подолу. В конце XIX века вместо традиционной глухой одежды прямого покроя со стоячим воротником (юпы) для мужчин стали шить кафтаны, для женщин – сарафаны, кофты и передники. К нижней одежде относят рубаху (паййт) туникообразного покроя с прямым воротом. Короткие штаны (натазники) из дубленой оленьей кожи надевали мужчины, редко – женщины. Непременным атрибутом одежды был пояс. На мужском кожаном крепили большой нож с загнутым острием, на плетёном из шерсти женском – игольницы, напёрсток, ножницы, обереги. Особенностью традиционной обуви был узкий загнутый нос. Зимой носили высокие из оленьих шкур – яры. Были распространены также каньги – низкая обувь (зимние – из оленьих, летние – из нерпичьих шкур или кожи). Спереди к каньгам пришивали две длинные, сплетённые из шерсти завязки – «оборы», которыми обвязывали щиколотки. На промыслах мужчины надевали кожаные сапоги (кунаги). В обувь клали сухую болотную траву. Из овечьей шерсти вязали чулки без ступни – мужчинам однотонные, женщинам полосатые – и летние рукавицы. Зимние рукавицы (кысста) шили из оленьих шкур мехом наружу и окантовывали сукном. Богато декорировали бисером, сукном и мехом девичий головной убор – «перевязку» в виде берестяного цилиндра, обтянутого красным сукном, и женский из бересты и сукна – типа русского кокошника – «шамшуру». Поверх перевязки и шамшуры надевали платок, завязывая его под подбородком. Мужчины носили суконные четырёхугольные шапки, опушённые мехом, и старинный головной убор конусообразной формы – колпак. Головные уборы локальных групп саамов были непохожи и специфичны. В конце XIX века после переселения групп коммижемцев и ненцев на Кольском полуостров саамы заимствовали малицы, совики и пимы.

Традиционное женское занятие – вышивание. Сама по себе саамская вышивка, орнамент которой создается путем нанесения бисера на однотонное (обычно красное) сукно, можно сказать явление уникальное. Вышивкой декорированы, украшены самые различные предметы: упряжь для оленей, пояса, игольницы, мужские и женские головные уборы и многие другие вещи повседневного обихода саамов.

Одна из особенностей саамского узора – его беспрерывность. Узелки завязывались в самом редком случае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы. Поэтому и узоры были тонкими, изящными по исполнению.

Со временем менялся традиционный саамский костюм, появлялись новые предметы быта. В украшениях одежды и обуви стали попадаться меховая мозаика, новые композиции. Вместе с тем глубоко национальными остались украшения головных уборов. Бисер позволял широко варьировать традиционные мотивы, создавать разнообразные орнаменты.


^ 5.2. Национальная кухня

Основная зимняя пища – оленина, водоплавающая и боровая дичь, летом и осенью предпочитали свежую рыбу. Щуку, треску, камбалу, сига, сёмгу, налима варили, жарили, вялили, солили, запекали в тесте. Сёмгу в основном скупали норвежские и русские купцы. Традиционным рыбным блюдом считали отварную размятую рыбу с морошкой и рыбьим жиром. Куски рыбы или мяса насаживали на палочки и зажаривали над огнем.

Из растительных продуктов употребляли ржаную муку, сосновую кору, крупы. Пили крепкий чай или его суррогаты: муррчайй – «древесный чай» из березового гриба-трутовика, заваривали листья берёзы, иван-чая. Особенно любили чай с луком и куском оленьего сала. Впрок собирали ягоды.


^ 5.3. Промыслы и ремёсла.

Оленеводство, охота, рыболовство – основные формы занятости российских саамов. Однако ведение традиционного хозяйства чрезвычайно затруднено из-за неблагоприятной экологической обстановки в результате деятельности вредных промышленных химических производств Кольского полуострова.

Также к традиционным ремеслам относят обработку шкур, кожи, кости,рогов,дерева,прядение.

5.4. Фольклор.

Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями. Мифы исполнялись преимущественно во время ритуалов со строгим соблюдением текста и мелодий.

В волшебных сказках также отразились мифологические представления. Среди легенд и преданий – рассказы о нашествиях иноплеменников и борьбе с ними, военных походах, подвигах богатырей и народных героев.

Песни подразделяются на ритуальные, повествующие о мифических временах и первопредков, и бытовые.

Традиционная музыка саамов имеет параллели в музыке коми-зырян, манси, хантов, вепресов, карелов, ненцев, якутов, ряда народов Алтая и Монголии, этнокультурных групп русских Севера России, а также шведов.

Из музыкальных инструментов наиболее известны шаманский бубен, свистковые флейты, а также колокольчики (келл), подвешиваемые на шею вожака оленьего стада.

Преподавание на саамском языке не ведется, родную речь изучают лишь в начальных классах. Однако саамы имеют довольно высокий уровень образования. Молодежь коренных народов Кольского Севера в основном обучается в техникумах и вузах, а также в странах дальнего зарубежья.

В 1994 г. в с. Ловозеро организованы национальный культурный центр, народные ансамбли «Луявр», «Ойяр», «Воафсхэс», а также музей первой саамской поэтессы О. Вороновой.

Известны национальные поэты и писатели – А. Бажанов, В. Смирнов, члены Союза писателей России Н. Большакова, П. Юрьев, С.  Якимович, педагоги А. Антонова, Е. Коркина, Л. Юрьева, ученые Р. Куруч, С. Терешкина и др.

В 1989 году созданы Ассоциация кольских саамов с отделениями в с. Ловозеро и пос. Ревда, в 1995 году – Ассоциация малочисленных народов Севера «Родина», в 1998 году – общественная организация саамов Мурманской области (с. Ловозеро).

Все более активно заявляют о себе Кольские саамы. Их немного в области, менее двух тысяч, но их голос слышен на международных встречах. Маленький северный народ возвращается к своим истокам, к исконно национальному укладу жизни.

Культура саамов носит разносторонний характер. Изучение саамской культуры предполагает участие в ней, прежде всего, самого саамского народа, ее интеллигенции. Необходимо увеличить уровень работы школы, дошкольных учреждений, кружков, и другого время препровождения саам.

Из этой главы можно понять, что несмотря на небольшое количество народа, саами не живут изолировано от нашего мира, они также развиваются и изучают новые виды культуры. И почти не отличаются от нашей культуры.


Заключение

Прочитав этот текст, начинаешь с особой силой понимать, что самое дорогое, самое ценное для каждого человека – это его дом, семья, мир, тишина, спокойствие. А ведь война сеет смерть, неописуемый ужас «У войны не женское лицо»,- утверждает писатель – фронтовик Виктор Петрович Астафьев. Как он сам пишет «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду…» И с этим мнением автора нельзя не согласиться. Моему молодому поколению как никогда необходима страшная, горькая правда о войне.

Данная работа представляет собой попытку географического анализа особенностей проживания малочисленного народа саами.

Главное внимание в реферате уделено лишь некоторым, на мой взгляд, наиболее важным географическим особенностям малочисленного народа саами.

Проведя демографический анализ и составив диаграмму динамики численности народа, прихожу к выводу, что вот уже на протяжении более чем ста лет количество малочисленного народа саами остается практически неизменным и составляет не более двух тысяч человек, из которых большинство проживает в Мурманской области, что составляет 89 % от общего числа. (Приложение 3)

Как и у любого народа, у моих предков имеются свои диалекты по территории проживания. Конечно, очень жаль, что практически все они являются исчезающими.

У всех народов есть принадлежность к своей религии. Хочется сказать, что у малочисленного народа саами – современной ее части, развито лютеранство (одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве), но у большей части распространено православие.

Основной формой занятости российских саамов остается – оленеводство, охота и рыболовство, хотя в связи с неблагоприятной экологической обстановкой этот вид деятельности очень затруднен.

Я считаю, одной из самых главных культурных ценностей моего народа остается соблюдение традиций, канонов и обрядов. Каждый год 6 февраля отмечается национальный праздник малочисленного народа саами.

В заключении хотелось бы заметить следующее. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его юности, свидетелями исторических, революционных событий, значит, у него нет любви к своему городу, краю. Если человек равнодушен к памятникам истории своего края, он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Реферат хотелось бы закончить стихотворением одного из саамских поэтов.

Я родился у саамского края земли,

Там, где море волну об утесы дробило.

Прямо в тундру из комнаты двери вели,

И на Северный полюс окно выходило…

Почему же мне Север так дорог и мил? –

Никому объяснить я, наверно, не в силе.

Просто стал для меня этот маленький мир

Как трамплин на дороге к огромной России!

^

Список литературы





  1. Алымов В.К. Лопари. Этнографический очерк. – М.: Крестьянская газета, 1930.

  2. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perepis2002.ru

  3. Голубчикова В. Д., Константинов Г. Е. Народы Севера Земли // Арктика – мой дом. – Т. 3. – М., 2001.

  4. Киселёв А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура. – Мурманск: Кн. изд-во, 1979.

  5. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. – М.: Норма, 2010.

  6. Памятники культуры саамов Сонгельского и Нотозерского погостов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biodiversity.ru/kola/html/laples/2.1.2.html

  7. Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина. – Москва: Наука, 2003. (Народы и культуры).

  8. Саамы // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

  9. Саамы // Народы России. Атлас культур и религий. – М., 2010.

  10. Токарев С. А. Религия лопарей // Религия в истории народов мира. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Политиздат, 1976.

  11. Харузин Н. Н. Русские лопари. – М., 1890.

  12. Хомич Л.В. Культура и быт кольских саамов: кн. для чт. уч-ся 9-11 кл. – СПб.: Дрофа, 2009.

  13. Чарнолусский В.В. Материалы по быту лопарей. – Л., 1930.

  14. Языки и культура кольских саами / Гл. ред. И.Б. Циркунов // Наука и бизнес на Мурмане: журнал. – Мурманск: Мурманское областное книжное издательство. – 2010. – № 2 (69).

Приложение 1




Карта Кольского полуострова – место моего проживания







Природа Кольского полуострова (справа Хибины)

Приложение 2




Территория, на которой проживает малочисленный народ - саами




Государства, находящиеся на территории Северной Европы

Частичная территория России, относящаяся к Северной Европе


Территория проживания малочисленного народа саами.




Норвегия;

Финляндия;

Швеция;

Россия.

Приложение 3


Процентное соотношение численности саами по странам их проживания




Приложение 4

Статистические данные численности малочисленного народа саами.