uzluga.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

п. Сибирцево

Черниговский район

Приморский край


«Метод проектов

в начальной школе».


Авторы - составители:

Дунаева Елена Александровна,

учитель начальных классов

(высшая квалификационная категория,

«Отличник народного просвещения РФ»).


Закидина Наталья Петровна,

учитель начальных классов

(высшая квалификационная категория,

«Почетный работник общего образования РФ»).


^ Пояснительная записка

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Вот поэтому учителя начальных классов должны использовать в обучении метод проектов. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод». Проект (от лат.projectus, буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод проектов – система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). На различных уроках и самостоятельно дома или во внеклассной работе выполняются задания, предложенные учителем или придуманные самими учениками. Это могут быть и наблюдения за окружающим миром, и рисование увиденного, и составление рассказов, загадок, стихотворений, и выполнение аппликационных работ. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Цель: Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Задачи:



  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели; Изучить теоретические основы новой технологии;

  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;

  • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;

  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

  • Осваивать и применять мультимедийные технологии для повышения эффективности учебного процесса.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Суть метода проекта:

  • Умение практически применять полученные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;

  • Умение работать с информацией;

  • Владение новыми информационными технологиями;

  • Стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем;

  • Умение защищать проект

^ Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

^ Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации

^ Типология проектов


Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом таких проектов часто являются публикации в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом таких проектов может быть и создание информационной среды класса или школы. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком – то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

^ Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.  Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанный структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т.д.

^ Ролевые проекты. Разработка и реализация таких проектов наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится сказка, судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

^ Исследовательские проекты по структуре напоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.   В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения исследовательских проектов детьми младшего школьного возраста. Ценность проектов данного типа проявляется параллельно с учебными задачами еще и в привитии интереса к книгам, что весьма актуально в нынешнее время.

Игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая.

^ Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал и т.д.)

^ Эмпирические проекты предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Они очень ценны в плане развития самого исследовательского поведения и приобретения новой информации о мире природы и человека.

^ Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений: «Город будущего», «Школа 22 века», «Путешествие на Марс», « Инопланетяне на Земле», «Супер-робот», «Животные будущего», «Машина 30 века», «Мой друг- инопланетянин» и т.д.

^ Классификация проектов по продолжительности

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время



Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.



Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.





Классификация проектов по характеру контактов между участниками

^ Внутриклассные. Внутришкольные.
Региональные
Межрегиональные.
Международные.


Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

^ Банк проектов

(урочная деятельность)

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

  • Числовой кубик;

  • Коллекция симметричных предметов;

  • Страна геометрии;

  • Копилка занимательных задач;

  • Записная книжка «Телефоны друзей»

  • Давайте дом построим из геометрических фигур»

  • Где живут цифры

  • О чем расскажет календарь.

  • Буклет «Единицы измерения в жизни человека»

  • Копилка игр, которые помогают быть умнее

  • Сборник ребусов и головоломок

  • Математическая игротека

  • Римские и арабские цифры (происхождение)

  • Магические

  • квадраты;

  • Сборник «Веселые задачки для устного счета»;

  • Город геометрических фигур;




Литературное чтение

  • Сборник сказок об одном животном;

  • Герои сказок в рисунке, лепке;

  • Копилка загадок о цветах

  • Театр теней «Муха-цокотуха»

  • Фотоальбом «Русские поэты»

  • Волшебный сундучок загадок, потешек, прибауток

  • Литературный альманах «Подвиги людей в военное и мирное время»

  • Скороговорки и чистоговорки

  • Волшебный мир сказок

  • Страна «Фантазия» (выдуманные юмористические истории);

  • «Красота русской природы» (сборник стихов);

  • Словарь «Бестолковых слов»

Русский язык

  • Азбука вежливости;

  • Книга пословиц;

  • Фруктовый сад;

  • Письмо другу

  • Вежливые слова в жизни человека

  • Письмо Губернатору Приморского края

  • Статья в журнал «Мурзилка»

  • «Наши земляки – герои России»

  • Толковый словарь для 3 класса

  • «О чем может рассказать объявление?»

  • Этимологический словарик словарных слов;

  • Подарочный сборник «Ребусы для первоклассников»

  • «Книга Памяти» героев войны

Окружающий мир

  • Книжка-самоделка «Кем я хочу стать…»;

  • Коллекция марок о природе;

  • Фото-альбом «Мой край»

  • «Почему рыбы плавают»

  • «Мой режим дня»»

  • «Овощи и фрукты для здоровья»

  • «Пернатые друзья»

  • «О Жучках и Мурках»

  • «Спасите воду»

  • «Загадочный мир животных» (фото-сессия);

  • «О космосе»;

  • «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе)

  • Охрана зрения

  • «Планеты солнечной системы»;

  • «Красная книга исчезающих животных»»

  • «Праздники вчера и сегодня»;

  • «Огонь – вред и польза»;

  • «Школьные символы».

  • «Древние цивилизации»;

Технология

  • Поздравительная открытка маме;

  • Коллекция тканей;

  • Витрина разноцветных пуговиц;

  • Волшебный клубок

  • «Вместе делаем книжку-малышку»;

  • Супер-робот

  • Машины будущего

  • «Украсим школу к Новому году»;

  • Обустройство школьной территории»

  • Мягкие игрушки для детского сада;



  • Подводное царство»»

  • Мой поселок через 50 лет»;

  • «Школьная столовая»;

  • «Я хочу, чтобы мой поселок был чистым»

Изобразительное искусство

  • Королевство красок»

  • Оформление обложки к книге «Русские народные сказки»

  • «Путешествие на Марс»

  • «Кто такой Чебурашка»

  • Моя будущая профессия

  • «Путешествие художника по школьному двору»

  • Игровая площадка

  • «Поселок будущего»

  • Экзотика на подоконнике

  • Детский парк

Физическая культура

  • «Цирк зажигает огни» (выступление для родителей)

  • «Комплекс утренней гимнастики»

  • «Разнообразное питание - крепкое здоровье»

  • «Конкурс на лучший проект спортивных соревнований»

  • «Моя осанка»

  • Подготовка лыжных соревнований

  • «Осторожно, зима»



Внеурочная деятельность

«Береги свой общий дом», «Влияют ли условия содержания на размножение волнистых попугайчиков», «Проблема переработки отходов», «Почему хлеб – наше богатство», «Тайны сладких пузырьков», «Загадки Гарри Поттера», «Изучение влияния сотового телефона и телевизора на живые организмы», «Природная зоны России в литературных произведениях"
«
Что такое радуга?», «Истоки арабской нумерации», «Где родилась русская матрёшка», «Тайна мыльного пузыря», «Дома сказочных героев», «Насколько глуп Иван-дурак.», «Везде ли идёт дождь?», «Почему озёра Приморья носят такие названия?», «Забота о зимующих птицах Приморского края», «Как избежать травм в спортивной гимнастике?», «Наш друг - светофор!», «Отношение человека к собакам», «Подводный мир морей и океанов», « Христианские праздники», «Теннис - путь к здоровому образу жизни», «Динозавры», «Русские народные инструменты», «Москва-Париж. Чем похожи», «Масленица», «Вулканы», «Приспособленность рыб к жизни в воде»,   «Приспособленность птиц к полёту», «Вода как среда обитания», «Защитные приспособления животных», «Многообразие рептилий», «Класс рептилий. Представители змеи»,  «Ядовитые крошки», «Морские свинки»,   «Совы», «Лягушка защищается», «Что мы сажаем, сажая леса», «Новая жизнь старых вещей»,   «Дом , который построили мы»,   «Звонкая ярмарка», «Как мы говорим», «Зелёный уголок школы», «В 41-45 был прадедушка солдатом», «Нанотехнологии сегодня и завтра», «Искусство оригами», «Папье – маше», Электричество», «Вкусное печенье», «История джаза», «Легенды о птицах», «Народная мудрость», «Птицы родного края», «Секреты Красной книги» «Странички Интернета», «Это интересно знать», «Животные будущего», «Машина 30 века», «Мой друг- инопланетянин», «олимпийские игры в древности», «кладовые лесных жителей», «мать и отец, родословная», «Овощеград», «Откуда прилетают снежинки?», «Лес - наше богатство», « Динозавры - наши соседи», «Живые тюльпаны к 8 Марта», «Собака и кошка, друзья или враги», «Сибирцево 100 лет назад», «Памятники культуры в моем крае», «Улицы моего поселка». «Путешествия моих родственников», «Мое путешествие по стране», «Есть ли жизнь на Марсе», «Герб и символы Приморского края», «Как стать здоровым?», «Детский парк», «Известные выпускники нашей школы», «День нашего поселка», «Сладости фирмы «Приморский кондитер», «Моя будущая профессия», «История города Владивостока», «Интересные механизмы», «Лекарства на подоконнике», «Что такое вода?». «Жили-была снежинка», «Детские страхи детей 6-7 лет», «Игры наших бабушек», «Детские имена 1998-2008 годов».

^ Этапы работы методом проектов

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

^ Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;

  • анализ разнообразной информации;

  • программа действий;

  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции

  • оформляют портфолио

  • готовят стендовую защиту

  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

^ Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный




Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный




Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический




Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный




Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный




Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Анализ проделанной работы.

  • Описание работы.

  • Объяснение причин успехов и неудач.

  • Оценивание эффективности групповой работы.

  • Сравнение полученного продукта с предполагаемым.

  • Предположение о том, кому данный продукт может быть полезен и интересе.

Памятка начинающему исследователю.

  • Выбери тему исследования.

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Презентация проектов

. Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков.

^ К ним относятся следующие умения: кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

^ Виды презентационных проектов

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра. Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. Диалог исторических или литературных персонажей.
Защита на Ученом Совете.
Игра с залом.
Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама. Ролевая игра.
Соревнования.
Спектакль.
Спортивная игра.
Телепередача.
Экскурсия.

^ Одной из форм представления выполненной работы является презентация проекта в ходе научно-практической конференции.

Мы хотим поделиться своим опытом организации и проведения такой научно-практической конференции. Очень важно сделать момент презентации праздником науки и создать атмосферу всеобщей заинтересованности в результатах деятельности детей. Кроме этого необходимо оформить место проведения конференции воздушными шарами, стенными газетами, цитатами великих людей. В дни проведения конференции в нашей школе царит атмосфера праздничного оживления и сосредоточенности одновременно. Защита проекта - это нелёгкое испытание для учеников начальной школы. Ведь нужно не только точно и полно изложить основные положения проекта, но и суметь сделать это красиво, увлечь своей темой слушателей, чётко ответить на все вопросы, доказав свою компетентность. Поэтому готовятся ребята к конференции долго и основательно - в начале учебного года выбирают тему, руководителя, потом подбирают материал, видеоряд, скрупулёзно готовят презентацию.
Зато благодаря приложенным усилиям процесс защиты проектов становится ярким и увлекательным зрелищем. В зале кроме докладчиков и жюри ещё присутствуют многочисленные зрители, группа поддержки, приглашённые гости и родственники. Как правило, их ожидания оправдываются - каждый раз конференция открывает для нас новые имена юных талантливых ребят, которые проводят исследования в самых разнообразных, а зачастую, и в совершенно неожиданных сферах науки и жизни.

12 марта состоялась Научно-практическая конференция учащихся начальной школы. Свои научные работы и исследования в них представили 15 докладчиков (учащиеся 3-4 классов). В рамках конференции была организована работа нескольких секций: «История», «Естествознание», «Культура и спорт», «Общие знания». Свои научные работы и исследования в них представили 15 докладчиков (учащиеся 3-4 классов). Их работы и выступления оценивало жюри, в состав которого вошли учителя старших и начальных классов, родители учеников, члены совета старшеклассников. Общими критериями оценивания были выбраны следующие показатели:

  • доступность и популярность темы;

  • оформление реферата;

  • ораторские умения докладчика;

  • умение отвечать на вопросы слушателей и жюри;

  • наличие практической (исследовательской) части;

  • пользование ИКТ.

В ходе защиты собственных исследований и проектов юные ученики демонстрировали не только умение излагать добытую информацию, но и отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.

Во время подведения итогов работы научно-практической конференции учителями было отмечено, что исследования и проектирование имеют высокую ценность для современного образования; несомненно, способствуют реализации основных целей массовой начальной школы: развитию творческих способностей младших школьников, интереса к учению, освоению опыта разнообразных видов деятельности, сохранению и поддержке индивидуальности ребенка.

При оценивании работ и выступлений, жюри учитывало и мнение слушателей.

Творческой группой учителей начальных классов, психологом школы была проведена диагностика умений и навыков, сформированных в процессе проектной деятельности учащихся 3-4 классов в сентябре и в марте учебного года.