uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Пермский государственный университет»



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности

«Национальная экономика и экономическая безопасность»

очно-заочной формы обучения


Пермь 2009


УДК 159.9:33

ББК 65.49я73

Э40


Составитель проф. А.А. Никитин

Экономическая психология: учеб.-метод. пособие

Э40 для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. – Пермь, 2009. – 130 с.


ISBN 978-5-7944-1371-7


В учебно-методическом пособии содержится программа дисциплины «Экономическая психология», рассматриваются некоторые теоретические вопросы экономической психологии, предлагается перечень контрольных вопросов для самопроверки, тематика контрольных работ, а также список рекомендуемой литературы.

Методическое издание предназначено для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения.


УДК 159.9:33

ББК 65.49я73

Печатается по решению ученого совета философско-социологического факультета Пермского государственного университета


Рецензенты: Ж.А. Мингалева, д.э.н., проф. каф.

нац. эк-ки и экон. без-ти ПГУ

В.В. Маркелов, д.пед.н., к.пс.н,

проф. каф. псих. ПГТИ


ISBN 978-5-7944-1371-7

© Никитин А.А., 2009


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………….4

I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5

II. Программа дисциплины ……………………………...7

III. Содержание основных тем дисциплины …………...9

Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9

Тема 2. Психология экономического поведения . .23

Тема 3. Психология потребителя …………………54

Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75

Тема 5. Психология денег …………………………81

Тема 6. Психология предпринимательства …...110

IV. Тематика контрольных работ ……………………...125

V. Вопросы к зачету …………………………………....126

VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

ВВЕДЕНИЕ



Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.

Экономическая психология возникла в результате осознания того факта, что понимание поведения человека в сфере экономических отношений и выработка успешной экономической политики невозможны без понимания психологических особенностей субъекта этих отношений. Появление новой отрасли знаний на стыке экономической теории и психологии было обусловлено объективными требованиями решения практических задач в финансово-экономической области и маркетинге: психологии восприятия денег, психологии инвестиционного и сберегающего поведения, психологических аспектов экономической политики, психологии рекламы и потребительского поведения и др.

Курс «Экономическая психология» отражает современное состояние экономической психологии и нацелен на формирование у студентов понимания психологических основ экономического поведения субъектов; призван способствовать более глубокому и современному пониманию экономических явлений с учетом их психологической составляющей, выработке навыков использования некоторых экономико-психологических закономерностей.


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Курс «Экономическая психология» предназначен для студентов 1-го курса экономического факультета специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность».

Экономическая психология – это наука, занимающаяся исследованием поведения людей в условиях экономических отношений, т.е. в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления.

Объектом экономической психологии являются индивиды и группы, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей, т.е. личности во всех ролях, которые исполняются субъектами различных рынков.

Предметом экономической психологи являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.

Цель изучения дисциплины: дать представление о предмете, истории, состоянии, проблемах и перспективах науки – «экономическая психология».

Экономическую психологию правомерно рассматривать как базисную дисциплину, овладение которой позволяет решить следующие задачи:

  • формирование знаний по основным направлениям истории и развития экономической психологии;

  • изучение особенностей психологии экономического поведения в различных его формах: от повседневной хозяйственной деятельности до экономической политики;

  • изучение представлений индивидов и групп об экономических явлениях и процессах в новой экономической ситуации в обществе, их поведении, основанном на этих представлениях;

  • обучение навыкам анализа экономического поведения субъектов, восприятия экономической политики государства.

В результате изучения курса «Экономическая психология» студенты должны:

знать:

  • историю развития экономической психологии как системы научного знания;

  • основные концепции экономической психологии;

  • основные механизмы экономического поведения индивида и социальных групп в сфере экономической жизни;

  • модели экономического поведения, несводимости его только к рациональному поведению;

уметь:

  • ориентироваться в психологических аспектах проблем финансов и денежного обращения, потребительского поведения, экономической политики;

  • анализировать проблемные ситуации в их экономико-психологических аспектах;

  • находить и анализировать психологические факторы, влияющие на экономическую активность;

  • понимать психологические основы экономического поведения;

  • прогнозировать возможные последствия влияния психологических факторов на различные формы экономического поведения;

  • учитывать и пояснять вариативность моделей экономического поведения;

  • обращать внимание на индивидуальные различия поведения;

  • использовать полученные знания и рекомендации применительно к собственному экономическому поведению.





следующая страница >>