uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

Базой исследования являлся ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет». В массово-диагностическом эксперименте участвовали студенты всех факультетов в количестве 538 человек, в опытно-экпериментальной работе участвовали студенты естественно-географического факультета, факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии.

Этапы исследования: исследование проводилось в 2000 – 2011 гг.

Подготовительный этап (2000 – 2003 гг.) – определение цели, задач исследования; выбор объекта и предмета; выдвижение гипотез. Изучались образовательно-воспитательные возможности и резервы физического воспитания студентов педагогического вуза, специальная литература. Проводился поиск условий для совершенствования образовательно-воспитательной работы по формированию у студентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

Констатирующий этап (2004 – 2005 гг.) – комплексная диагностика по выбранным критериям и показателям, направленная на изучение уровня сформированности ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и здоровью студентов вуза, разработка комплексной инновационной программы.

Формирующий этап (2005 – 2008 гг.) – разработка и апробация интерактивных технологий формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в условиях физкультурного образования, количественная и качественная обработка полученных результатов.

Заключительный этап (2008 – 2011 гг.) – анализ, уточнение и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Определена и экспериментальным путем обоснована значимость ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в профессиональном становлении будущего педагога;

  2. Выявлена сущность ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, включающая взаимосвязанные компоненты (когнитивно-интеллектуальный, рефлексивно-оценочный, операционно-деятельностный);

  3. Уточнена сущность и структура понятия «здоровый образ жизни», определяемая совокупностью структурных компонентов (мотивационно-ценностного, эмоционально–волевого, содержательно-операционного);

  4. Установлено, что в процессе интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ формируется здоровьесберающее самосознание, направленность личности, определяется поведение будущего педагога;

  5. Определены логика, этапы, условия, механизмы эффективного формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физкультурно-образовательного процесса;

  6. Разработано педагогическое обеспечение целевой комплексной программы формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза, основанной на инновационных методах и технологиях;

  7. Сформулированы критерии и показатели ценностно-смыслового отношения будущих учителей к ЗОЖ, определены адекватные методы его поэтапной, системной диагностики.

Теоретическая значимость исследования:

  1. На основе углубленного анализа теоретического состояния проблемы осуществлено уточнение и дополнение содержания понятий «ценностно-смысловое отношение » и «здоровый образ жизни».

  2. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности физкультурного образования как эффективного средства формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

  3. Определена сущность и структура понятия ценностно-смыслового отношения студентов к ЗОЖ как интегрального качества личности будущего учителя, включающего в себя совокупность и единство когнитивно-интеллектуального, рефлексивно-оценочного, операционно-деятельностного компонентов, обеспечивающее формирование здоровьесберегающих убеждений, способов поведения, ориентированных на активную физкультурно-образовательную деятельность, а также овладение профессиональными здоровьесберегающими компетенциями.

  4. Разработано и апробировано педагогическое обеспечение процесса формирования у студентов педагогического вуза ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в физкультурно-образовательном процессе.

Практическая значимость состоит в следующем:

  1. Результаты теоретического и экспериментального исследования вошли в учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура», в основу которого положено формирование у будущих учителей ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, освоение разнообразных средств физической культуры, спорта, туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности;

  2. На основе исследовательских материалов автора разработан учебно-методический комплекс со специализацией «Современные фитнес-направления» объемом 72 часа, используемый для проведения курсов повышения квалификации учителей физической культуры и курсов дополнительного образования;

  3. Апробированная в ходе исследования авторская экспериментальная программа легла в основу учебного курса «Физическая культура в здоровьесберегающем пространстве студента», реализуемая в рамках проекта дистанционного обучения «Moodle»;

  4. По материалам исследования изданы учебно-методические пособия для студентов, преподавателей физической культуры: «Применение степ-аэробики на физкультурно-оздоровительных занятиях» и «Использование силовых упражнений на учебно-тренировочных занятиях»;

  5. Разработанные автором рекомендации в помощь преподавателям физической культуры по совершенствованию процесса формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ могут использоваться в рамках физкультурно-образовательного процесса вуза и общеобразовательной школы.

Достоверность результатов исследования достигалась за счет адекватного выбора методологических положений, глубины и обоснованности теоретических обобщений, репрезентативной выборкой, достаточной для количественного и качественного анализа, математической обработкой экспериментальных данных, опытно-экспериментальной проверкой теоретических положений исследования, личным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и физической культуры, на научных конференциях в ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет» (2000 – 2009гг.), на заседании кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тверской государственный университет». Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах (2000 – 2010 гг.). Результаты исследования докладывались диссертантом на Всероссийской научно-практической конференции «100 лет физической культуре и спорту в СпбГУ» (г. Санкт-Петербург, 2001 г.); Международной научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада» (г. Петрозаводск, 2003 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы физической культуры, спорта и туризма в Северной Европе» (г. Петрозаводск, 2003 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); XI Научно-практической конференции «Здоровье молодежи – будущее России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России» (г. Петрозаводск, 2005 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Физическое и психическое здоровье учащейся молодежи Северо-Запада» (г. Петрозаводск, 2007 г.); VI Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики» (г. Ставрополь, 2009 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность ценностно-смыслового отношения будущего учителя к ЗОЖ включает осознание здоровья как важнейшей ценности, осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств и выработку на этой основе здоровьесберегающих убеждений, установок, способов поведения, ориентированных на активную физкультурно-образовательную деятельность, которые образуются в единстве когнитивно-интеллектуального, рефлексивно-оценочного, операционно-деятельностного компонентов.

  2. Здоровый образ жизни – это составляющая общей культуры личности, характеризующая ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих, направленная на его сохранение, укрепление с целью максимальной самореализации, характеризуемая единством мотивационно-ценностного, эмоционально–волевого, содержательно-операционного компонентов.

  3. Логика формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ включает ряд этапов: 1-й этап – понимание смысла валеологической информации, определение ее места в имеющейся системе знаний; 2-й этап – присвоение здворовьесберегающего знания как ценности, формирование определенного типа отношения, ценностных ориентаций, установок к здоровью, профессиональному становлению; 3-й этап – развитие здоровьесберегающего самосознания, которое трансформируется в здоровый образ жизни.

  4. Педагогическое обеспечение авторской программы «Физкультурно-образовательный процесс и ЗОЖ», направленной на формирование у будущих учителей ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ в рамках физкультурно-образовательной деятельности педагогического вуза, состоит в научно обоснованных цели, задачах, принципах, единстве этапов, механизмов реализации программы, инновационных технологиях, критериях и показателях, адекватных методах его поэтапной, системной диагностики, содержательной интеграции компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

  5. Эффективность формирования у будущих учителей ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ достигается в ходе реализации организационно-педагогических условий: использование инновационных технологий активного обучения, психофизических методик, направленных на формирование ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и к своему здоровью; организация конструктивного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса; проведение диагностики ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, своему здоровью; поэтапная коррекция процессов их жизнедеятельности средствами физкультурного образования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (218 источника), 8 приложений. Объем диссертации – 173 страницы. Диссертация содержит 9 рисунков, 5 таблиц.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели и задачи исследования, сформулированы положения гипотезы, обозначены методы и этапы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, приводятся данные об обсуждении и апробации полученных результатов.

В главе I «Теоретические предпосылки исследования отношения студентов педагогического вуза к здоровому образу жизни» изложены концептуальные положения и современные подходы к формированию ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ.

Сущность и структура ценностно-смыслового отношения изучалась в ходе анализа исследований К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Б.С. Братусь, И.С. Кон, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Обуховского, В.А. Петровского, И.И. Резвицкого, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, В.Э. Чудновского и др. Рассматривались характеристики отношений (К.А Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, В. Олпорт, Х. Триандис), ценностей-отношений (А.А. Бодалев, В.А. Сластенин).

Данные исследования позволяют рассматривать ценностно-смысловое отношение как интернализованную ориентацию личности на определенные группы ценностей (материальные, духовные), систему его установок, убеждений, предпочтений и целей, выражающихся в поведении.

В ходе анализа научных источников установлено, что ценностно-смысловое отношение образуется в единстве следующих компонентов: когнитивно-интеллектуального, направленного на систематизацию и обогащение оценочных знаний студентов, рефлексивно-оценочного, представляющего осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, операционно-деятельностного, ориентированного на выработку смыслотворческой деятельности.

Теоретический анализ ЗОЖ начат с рассмотрения понятия «здоровье» с точки зрения биологического, социального, психического и духовного аспектов бытия человека. Раскрыты характерные особенности здоровья, альтернативные подходы в исследовании этого феномена. В результате проведенного исследования понятие «здоровье» характеризуется как целостное, многомерное, динамическое состояние человека, проявляющееся в оптимальном сохранении биологических, психических, физиологических функций организма, обеспечивающих необходимый обществу уровень социально-трудовой активности, максимальную продолжительность активной жизни и развивающееся под влиянием экономических условий, состояния окружающей среды, природно-климатических условий, биологических возможностей организма, образа жизни, состояния системы образования и здравоохранения.

Понятие «образ жизни» рассматривается с позиций различных наук. В зависимости от задач исследования оно трактуется как способ целенаправленной деятельности человека (Ю.П. Лисицын, В.И.Столяров и др.), как социально-психологическое явление, характеризующееся присутствием достаточно массовидного и, следовательно, стереотипного эталона в человеческом поведении в определенных конкретно исторических условиях (Б.Д. Парыгин), как основное социологическое понятие, связывающее образ жизни с категорией потребности (М.Н. Руткевич), как социально-философская категория, охватывающая совокупность различных видов жизнедеятельности индивида (И.В. Бестужев-Лада) и т. д.

Обобщив эти трактовки и рассмотрев изучаемый феномен с позиции системно-структурного и целостного подходов установлено, что образ жизни – это целостное явление, объединяющее типичные виды жизнедеятельности индивида и общества, образованное в процессе интеграции системы взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного (цели, мотивы, ценностные ориентации), эмоционально-волевого (эмоциональная оценка достигнутого, настойчивость, воля в организации собственной жизнедеятельности); содержательно-операционного (опыт организации и реализации способов и форм жизнедеятельности).

Наиболее полно взаимосвязь между здоровьем и образом жизни выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). В настоящее время исследование проблемы ЗОЖ ведется в трех основных направлениях: 1) с позиций философско-социологического направления ЗОЖ рассматривается как глобальная социальная проблема, интегральный показатель культуры личности и общества, объективная потребность современного общественного развития (В.К. Бальсевич, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук); 2) медико-биологическое направление базируется на научно обоснованных санитарных нормах и рассматривает ЗОЖ как гигиеническое поведение (Н.А. Амосов, И.И. Брехман, А.П. Лаптев, Ю.П. Лисицын и др.); 3) психолого-педагогическое направление утверждает ведущую роль сознания, поведения, мотивационно-ценностного отношения личности для сохранения здоровья (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.М. Митяева, Н.М. Полетаева и др.).

Анализ приведенных подходов и направлений позволяет определить ЗОЖ как составляющую общей культуры личности, характеризующую ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих, направленную на его сохранение, укрепление с целью максимальной самореализации личностного потенциала, воплощенную в единстве мотивационно-ценностного (цели, мотивы, ценностные ориентации), эмоционально–волевого (эмоциональная оценка достигнутого, настойчивость, воля в организации собственной жизнедеятельности); содержательно-операционного (опыт организации и реализации способов и форм жизнедеятельности) компонентов. Результатами ЗОЖ являются полноценная биологическая и социальная адаптация к постоянно меняющимся условиям жизни, ее интеграция в практическую жизнедеятельность, максимальное самовыражение индивидуальности личности, активная жизнедеятельность.

В результате теоретического исследования проблемы удалось сформулировать определение ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ, которое предполагает осознание человеком здоровья как ценности жизни, осмысление собственных действий, внутренних состояний, чувств и выработку на этой основе здоровьесберегающих убеждений, установок, способов поведения, ориентированных на активную физкультурно-оздоровительную деятельность.

Теоретический этап исследования позволил сформулировать логику формирования ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ. Она включает ряд этапов: 1-й этап – понимание смысла валеологической информации, определение ее места в имеющейся системе знаний; 2-й этап – соотнесение здоровьесберегающего знания с имеющейся системой ценностей, присвоение его как ценности, формирование на основе новой ценности позитивного отношения, ценностных ориентаций, установок к здоровью, профессиональному становлению; 3-й этап – многократная опора на новые ценности, ценностные ориентации в практической деятельности, обеспечивающая развитие здоровьесберегающего самосознания, которое с течением времени трансформируются в здоровый образ жизни. В процессе включения в здоровьесберегающую деятельность развиваются позитивные отношения, убеждения, установки на систематическое участие в такой деятельности. На этой базе формируются личностные черты, качества, проявляющиеся в целенаправленной, систематической, регулярной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Как свидетельствуют наши исследования, формирование ценностно-смыслового отношения личности к ЗОЖ предполагает интеграцию, содержательное единство компонентов ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ. В ходе исследования удалось выявить содержательные возможности их интеграции. Полученные данные отражены в таблице.

Необходимость изучения взаимосвязи и взаимообусловленности ценностно-смыслового отношения к ЗОЖ и физической культуры в рамках учебно-образовательного процесса обусловила рассмотрение составляющих ценностного потенциала физической культуры. Анализ теории и практики физической культуры позволяет выделить в нем следующие группы ценностей: интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные и др.

Анализ физической культуры с позиций культурологического, личностно-деятельностного, системного, акмеологического, профессионального, регионального и других подходов позволил выделить ее личностно-нравственный потенциал. Установлено, что физическая культура оказывает существенное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эмоционально- волевое, двигательное развитие личности, делает ее субъектом собственного здоровья, обеспечивает творческое долголетие, продуктивную жизнедеятельность, создает необходимые условия для адаптации к конкретным социальным, экономическим, климатическим условиям, способствует эффективной трудовой деятельности, профессиональной компетентности, психического и физического благополучия.


Интеграция компонентов ценностно-смыслового отношения

к здоровому образу жизни


Компоненты здорового образа жизни

Компоненты ценностно-смыслового отношения

Когнитивно-интеллектуальный

Операционно-деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Мотивационно-ценностный

Знания о здоровье, его важности в жизни, профессиональной деятельности, знания о ЗОЖ, его профессиональной направленности

Определение путей преодоления вредных привычек, разрушающих здоровье, выявление собственных качеств, мешающих ЗОЖ

Рефлексия собственных мотивов, взглядов, убеждений на здоровье, здоровый образ жизни, профессиональное становление

Эмоционально-волевой

Эмоциональное воздействие знаний о здоровье, ЗОЖ, средствах их достижения, пробуждение чувств, переживаний студентов о личном и профессиональном несовершенстве

Развитие установок на ЗОЖ, стиль жизни, на саморазвитие в процессе физкультурно-образовательной деятельности

Эмоциональная оценка своего образа жизни, формирование ценностных ориентаций, позитивных отношений к ЗОЖ

Содержательно-операционный

Знания о современных

путях, средствах сохранения здоровья, здоровьесберегающих технологиях в рамках физкультурно-образовательной деятельности

Выбор наиболее адекватных для конкретного студента видов физкультурно-образовательной деятельности, обеспечивающих здоровый образ жизни

Рефлексия собственного состояния здоровья, физической формы, возможностей здоровьесберегающей деятельности для профессионального становления




<< предыдущая страница   следующая страница >>