uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 10 11
^

Тематический план





№ модуля

Наименование ДЕ курса

Лекции

Практич.

Лабор.

СРС

Модуль 1.

Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

6

2

2

10

^ Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

8

4

4

16

^ Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст

18

8

8

34

^ Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.


4

6




10







36

20

14

70

Модуль 2.

Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

14

10

8

32

^ Психология взрослости: молодость, зрелость, старость

14

8

4

26

^ Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

6

2

4

12







34

20

16

70




ВСЕГО:

70

40

30

140


тЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (лекции)

Модуль 1 (36 ч).
^
Тема 1. Возрастная психология как отрасль психологической науки (4ч)

История возникновения возрастной психологии: факторы, определяющие развитие науки. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки. Методы возрастной психологии.

Тема 2. Проблема детерминант психического развития ребенка (2ч)

Базовые определения развития. Источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития. Проблема соотношения биологического и социального в развитии. Понятие социальной ситуации развития ребенка. Ведущая деятельность, как основа психического развития. Новообразования возраста.

Тема 3. Теории психического развития (4ч)

Биогенетический подход к изучению проблемы развития человека (теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла). Психоаналитическая теория развития З. Фрейда. Бихевиоризм и теория социального научения (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура). Социогенетический подход (Э. Эриксон). Когнитивные теории развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Кольберг). Культурно-историческая концепция детского развития Л.С. Выготского.

Тема 4. Проблема периодизации психического развития (4ч)

Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Взгляды Л. С. Выготского на стадиальность развития: основные закономерности детского развития, кризисы возрастного развития, возрастная сенситивность. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман). Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.


Тема 5. Психические особенности ребенка в первые периоды развития (4ч)

Общие тенденции пренатального периода развития. Кризис новорожденности. Психическая жизнь новорожденного. Развитие когнитивной сферы ребенка. Особенности эмоциональной сферы ребенка от рождения до 1 года. Развитие мотивационной сферы младенца. Общение и его роль на ранней стадии онтогенеза. Кризис 1-го года жизни.

Тема 6. Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве (4ч)

Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. Когнитивные особенности ребенка раннего возраста. Аффективная сфера ребенка от 1-го года до 3-х лет. Особенности Я-концепции ребенка. Кризис 3-х лет.

Тема 7. Особенности психического развития в дошкольном возрасте (4ч)

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития. Становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Развитие познавательных процессов дошкольника. Основные направления развития речи в дошкольном возрасте.

Тема 8. Психические особенности ребенка
младшего школьного возраста
(7-11 лет) (6ч)

Понятие психологической готовности к школе. Кризис 7-ми лет. Основные проблемы адаптации ребенка к школе. Особенности учебной деятельности, ее структура. Мотивационная сфера младшего школьника. Особенности становления личности младшего школьника. Основные психологические новообразования младшего школьника. Познавательные психические процессы в младшем школьном возрасте. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте. Некоторые варианты неблагоприятного развития учащихся начальной школы (по А.Л. Венгеру и Г.А. Цукерман).

Тема 9. Отклонения в психическом развитии ребенка (4 ч)

Особенности детей с задержками психического развития, умственной отсталостью. Проблемы одаренных детей. Особенности детей и подростков с дисгармониями эмоционально-волевой сферы. Девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение подростков. Психокоррекционная работа с «трудными» детьми. Развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.


Модуль 2 (34 ч).

Тема 9. Психология подростка (11-15 лет) (6ч).

Подростковый кризис: понятие, основные подходы. Физиологические особенности подростка. Личностное развитие подростка: мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, нравственное развитие, формирование Я-концепции и чувства взрослости. Общение с взрослыми в подростковый период. Общение со сверстниками как фактор социализации подростка. Особенности учебной деятельности в подростковый период. Познавательные психические процессы в подростковом возрасте. Акцентуации характера в подростковый период.


Тема 10. Особенности психического развития
старшего школьника (15-17 лет) (4ч)


Понятие юности и ее возрастные границы. Теории юности. Физическое развитие в юности. Социальная ситуация развития в юности. Изменения в познавательной деятельности старшеклассника. Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Формирование юношеского мировоззрения. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности.


Тема 11. Психология юности (17-20-23 г.) (4ч)

Понятие кризиса 17 лет. Социальная ситуация развития в юности. Когнитивное развитие в юности. Основные варианты жизненного пути в юности. Особенности студенческого возраста. Основные линии онтогенеза в юности.


Тема 12. Особенности развития в период молодости (20-30 л.) (4ч)

Физическое и когнитивное развитие в период молодости. Психосексуальное развитие. Создание семьи. Родительство. Профессиональная деятельность в период молодости. Кризис 30 лет жизни.


Тема 13. Особенности развития зрелой личности (30-60 лет) (4ч)

Зрелость и психологический возраст. Психофизиологические и морфофункциональные изменения в зрелый период. Социальная ситуация в зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Понятие «акме». Кризис 40 лет жизни. Проблема разводов в среднем возрасте. Отношения между поколениями в зрелости: взрослые дети, внуки, престарелые родители.


Тема 14. Геронтопсихология (развитие человека после 60-70 лет) (6ч)

Основные установки в обществе по отношению к старению и старым людям. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Физические аспекты старения. Теории старения. Причины изменения познавательных способностей в старости. Основные линии онтогенеза в старости. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию. Система хосписов и добровольный уход из жизни.


Тема 16. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития (6ч)

Показатели психического развития ребенка. Понятие нормативной возрастной диагностики. Методы изучения психического развития ребенка. Особенности диагностики детей раннего и дошкольного возрастов. Особенности психодиагностики младших школьников. Психодиагностика подростков и старших школьников. Диагностика особенностей личности в зрелом возрасте. Методы развивающей работы психолога

^ ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ


Модуль 1 (20 ч).

Занятие № 1. Динамика психического развития (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; сформировать категориальный аппарат; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Детство как предмет психологического исследования (понятие детства, исторический подход к пониманию детства).

  2. Особенности психического развития ребенка, его предпосылки и условия.

  3. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Понятие о ведущих видах деятельности.

  4. Соотношение обучения и развития.


Занятие № 2. Стадиальность психического развития (4ч)

Цель занятия: работать над аналитическими умениями студентов; закрепить теоретические знания по теме; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Периодизация психического развития Л. С. Выготского.

  2. Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина.

  3. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

  4. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

  5. Развитие морального сознания личности в концепции Л. Кольберга.

  6. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

  7. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

  8. Интегральная периодизация развития (В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман).


Занятие № 3. Психологические особенности развития ребенка
от рождения до 3-х лет (2ч)


Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология раннего детства»; выявить особенности развития детей в указанный период; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психики ребенка.

  2. Динамика развития речи ребенка до 3х лет.

  3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками и его влияние на становление личности.

  4. Кризис 1-го и 3-го годов жизни.


Занятие № 4. Развитие психики ребенка в дошкольный период (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология дошкольника»; определить основные личностные характеристики в дошкольном возрасте; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Аффективная сфера дошкольника. Эмоциональные нарушения.

  2. Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте.

  3. Формирование Я-концепции ребенка дошкольного возраста.

  4. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольный период.


Занятие № 5. Психология младшего школьника (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема обучения детей с 6-ти лет: за и против.

  2. Основные причины школьной дезадаптации.

  3. Самооценка младшего школьника и школьная успеваемость.

  4. Особенности общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.


Занятие № 6. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме; обсудить особенности развития психических познавательных процессов младшего школьника; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Развитие произвольности внимания и памяти младшего школьника.

  2. Особенности развития мышления учащихся начальной школы.

  3. Развитие воображения и восприятия младшего школьника.

  4. Особенности речи и ее развитие в младшем школьном возрасте.


Занятие № 7. Отклоняющееся поведение детей и подростков (4ч)

Цель занятия: обсудить особенности поведения «трудных» детей и подростков; закрепить теоретические знания по теме; привлечь внимание студентов к проблемам развития и воспитания девиантных школьников; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика подростков с девиантным поведением.

  2. Особенности проявления делинквентного и аддиктивного поведения подростков.

  3. Проявления психопатии у подростков.

  4. Основы психокоррекционной работы с «трудными» детьми.


Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.


Занятие № 8. Дети с особенностями в развитии (2ч)

Цель занятия: обсудить специфику поведения детей и подростков с особенностями в развитии; закрепить теоретические знания по теме; привлечь внимание студентов к проблемам развития и воспитания педагогически запущенных и одаренных детей; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

1. Дети «Маугли».

2. Дети «Индиго».

3. Одаренные дети.


Модуль 2 (20 ч).

Занятие № 9. Психологические особенности ребенка в подростковом возрасте (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология подростка»; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов.

^ Вопросы для обсуждения

  1. Трудности переходного периода из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы.

  2. Роль общения в развитии подростка (подросток и взрослые, подросток и сверстники).

  3. Подросток в учебе.

  4. Мотивы отклоняющегося поведения подростков.

  5. Подростковая агрессия: понятия, причины, формы.

Занятие № 10. Особенности подростковой субкультуры(4ч)

Цель занятия: сформировать понятийный аппарат по данной теме; обсудить особенности подростковой субкультуры; развивать умение анализировать внешние поведенческие проявления и внутренние характеристики поведения подростка; формировать устойчивую гражданскую позицию студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Музыка как часть подростковой субкультуры (поп, рэп, джаз, рок, «хэви металл» и др.).

  2. Одежда и стиль поведения подростка. Подростковый сленг.

  3. Особенности подростковых группировок (панки, хиппи, металлисты, фанаты и др.).

  4. Девиантные субкультуры (сатанисты, неонацисты и др.).


Занятие № 11. Психология ранней юности (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней юности»; обсудить основные проблемы данного периода; сформировать умение выявлять профессиональную направленность учащихся; развивать учебно-познавательную активность студентов.

Вопросы для обсуждения

  1. Основные проблемы ранней юности.

  2. Становление нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я».

  3. Формирование жизненных планов и перспектив. Способность к профессиональному самоопределению.

  4. Профориентационная работа в старших классах.


Занятие № 12. Психология юности (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология юности»; сформировать умение определять особенности мотивационной сферы личности, работать с психодиагностическими методиками.

^ Ход работы

  1. Самоисследование мотивации учебно-профессиональной деятельности (проведение методик «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина), «Изучение учебной деятельности студентов» (А. А Реан., В. А. Якунин).

  2. Обработка и интерпретация полученных данных.

Обсуждение вопросов:

  1. Мотивы поступления в вуз;

  2. Мотивы обучения в вузе;

  3. Другие варианты жизненного пути: поиски работы, служба в армии, наркотизация, религиозные секты и т. д.


Занятие № 13. Психология молодости (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней взрослости»; обсудить психологические образования данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов; готовить студентов к будущей семейной жизни.

Вопросы для обсуждения

  1. Причины вступления в брак.

  2. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Теория любви Р. Стернберга.

  3. Особенности взаимоотношений между супругами на начальном этапе семейной жизни.

  4. Психогигиена супружеских взаимоотношений.


Занятие № 14. Психология зрелости (2ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология зрелости»; обсудить основные проблемы данного периода; развивать учебно-познавательную активность студентов; способствовать взаимопониманию студентов со старшим поколением.

Вопросы для обсуждения

  1. Профессиональное развитие в период зрелости.

  2. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

  3. Перемена работы и трудовой стресс.

  4. Основные проблемы семейной жизни в зрелости. Взаимоотношения между поколениями.


Занятие № 15. Психология поздней зрелости (4ч)

Цель занятия: закрепить теоретические знания по геронтопсихологии, обсудив основные проблемы данного периода, развивать креативность и самостоятельность студентов, способствовать развитию эмпатии и толерантности во взаимодействии с позднезрелыми субъектами, способствовать развитию взаимопонимания студентов со старшим поколением.

^ Ход работы

Занятие проводится в виде ролевой игры «Суд над Старостью», в которой моделируется ход судебного заседания над обвиняемой - Старостью.

Студенты готовятся к занятию, распределив главные роли: Судьи, Помощника судьи, Обвинителя, Защитника, Ответчика Старости. Остальные студенты выступают в роли свидетелей защиты и обвинения и т.д.


Занятие № 16. Диагностическая и развивающая работа психолога (2ч)

Цель занятия: обсудить проблему использования диагностических и развивающих методов; закрепить теоретические знания по теме; обратить внимание студентов на проблему этического использования методов исследования; формировать профессиональные компетенции диагноста.

Вопросы для обсуждения

1. Этический кодекс психолога.

2. Характеристика методов изучения возрастных особенностей и проблем развития.

3. Общая характеристика методов развивающей работы психолога.


^ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ


Модуль 1(14ч)


Лабораторное занятие №1. Методы исследования в психологии развития (2ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

Основные понятия: наблюдение, эксперимент, тестирование.

Оборудование и материалы: раздаточный материал.

Ход работы

  1. Составь карту наблюдения.

  2. Придумай экспериментальную ситуацию.

  3. Ответь на задания в раздаточном материале


Лабораторное занятие №2. Психодиагностические
и развивающие методы в работе психолога (4ч)


Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов профессиональные компетенции.

^ Основные понятия: наблюдение, тест, эксперимент, стимульный материал, программа развития, тренинг.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития детей разного возраста, бланки фиксации результатов, ключи, программа оптимизации познавательной активности.

Ход работы

        1. Ознакомиться с методиками.

        2. Изготовить необходимый стимульный материал.

        3. Разработать индивидуальную траекторию познавательного развития личности.


Лабораторное занятие №3. Психодиагностические методы исследования ребенка в раннем детстве (4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

^ Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, становления личности, развития манипулятивной деятельности, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по схеме: № лабораторной работы, тема, дата, цель, ход работы, используемые методики, инструкции, результаты применения, выводы, достоинства и недостатки методик.


Лабораторное занятие №4. Психодиагностические методы исследования детей в дошкольном возрасте (4ч)

Цель: закрепить теоретические знания по данной теме; сформировать у студентов сформировать у студентов компетенции психодиагноста.

^ Основные понятия: тест, экспериментальная методика, сырой балл, стандартный балл, стимульный материал.

Оборудование и материалы: психодиагностические методики изучения особенностей развития познавательных процессов, личности и межличностных взаимоотношений в дошкольном возрасте, бланки фиксации результатов, ключи.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимый стимульный материал.

  3. Оформить лабораторное занятие в тетрадях для лабораторных работ по вышеприведенной схеме.


Модуль 2 (16 ч).


Лабораторное занятие №5. Акцентуации характера в подростковом возрасте (4ч)

Цель занятия: сформировать умение определять акцентуации характера подростка и навыки работы с опросником Шмишека.

^ Основные понятия: характер, акцентуации характера, психопатия, тип акцентуации.

Оборудование и материалы: текст опросника Шмишека, бланк фиксации результатов, ключ для обработки результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с опросником.

  2. Приготовить необходимый материал для исследования.

  3. Провести изучение акцентуаций характера у подростков.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Составить профиль личностной акцентуации.


Лабораторное занятие №6. Исследование профессиональных склонностей
и интересов учащихся старших классов (4ч)


Цель занятия: закрепить теоретические знания по теме «Психология ранней юности»; сформировать умение определять профессиональную направленность учащихся, работать с психодиагностическими методиками.

^ Основные понятия: оптант, профессиональный тип личности, профессиональные интересы, типы профессий.

Оборудование и материалы:

опросник ДДО (Е. А. Климов), бланк ответов ДДО; карта интересов (А. Е. Голомшток), бланк ответов; тест Д. Голланда по определению типа личности, бланк ответов, ключи для обработки результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с методиками.

  2. Изготовить необходимые материалы.

  3. Исследовать профессиональные склонности и интересы, профессиональный тип личности учащихся 9-10 классов средней школы.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Приложение текстов опросников и бланков ответов обязательно.


Лабораторное занятие №7. Психология зрелости (4ч)

Цель занятия: закрепить теоретический материал по теме «Психология зрелости»; сформировать навыки работы по изучению особенностей профессиональной деятельности взрослых, научить работе с психодиагностическими методиками.

^ Основные понятия: «трудоголизм», удовлетворенность профессией, «выгорание» на работе, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

^ Оборудование и материалы: опросники «Определение трудоголика», «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой», опросник на «выгорание MBI»; бланки ответов; ключи.

Ход работы:

  1. Ознакомиться с опросниками.

  2. Изготовить необходимый материал для проведения методик.

  3. Изучить степень трудоголизма, удовлетворенность учителей своей профессией, наличие «выгорания» на работе у взрослых рабочих.

  4. Обработать и интерпретировать полученные данные.

  5. Оформить лабораторное занятие. Приложение бланков ответов испытуемых и текстов опросников обязательно.


Лабораторное занятие №8. Развивающая работа психолога в юношеском возрасте:
развитие познавательной активности студентов (4ч)


Цель занятия: реализация подходов развивающей работы к лицам юношеского возраста на примере познавательной активности студентов.

^ Оборудование и материалы: программа оптимизации познавательной активности студентов, бланки для фиксации результатов.

Ход работы

  1. Ознакомиться с программой развития познавательной активности.

  2. Выбрать несколько упражнений и реализовать их при работе с тренинговой группой.

  3. Обработать и проанализировать полученные данные.


^ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Рейтинговая оценка работы студента

Контроль качества знаний студентов по возрастной психологии осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет отдельных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины.

В соответствии с положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, принятом решением Ученого совета БПГУ имени В.м. Шукшина (протокол №4 от 9 декабря 2008г), в данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.

^ Рубежный рейтинг служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Распределение учебного материала произведено по пяти модулям.

рубежный рейтинг измеряется в процентах в диапазоне от 0% до 100%. Критериями рубежного рейтинга являются: посещение лекций – 40%, выполнение практических заданий – 60%. При выполнении практических заданий учитывается: посещение практических занятий – 10%, выполнение лабораторных работ – 60%, оценка за тест по модулю – 30%.

^ Итоговый рейтинг служит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объёму возрастной психологии, изученному в семестре.

Для учета, хранения и анализа результатов текущего контроля успеваемости студентов по дисциплине используется электронная рейтинговая ведомость, входящая в автоматизированную систему управления вузом.


^ Тестовые материалы

Тестовые материалы составлены из заданий закрытого типа с одним или несколькими вариантами ответов, кроме того, используются задания на установление соответствия. Для подготовки к тестам рекомендуется использовать литературу, указанную в списке основной.

Далее приведены примеры тестовых заданий по дидактическим единицам.


^ ДЕ 1. Введение в возрастную психологию: предмет, задачи и методы возрастной психологии; факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; теории психического развития; источники, движущие силы, механизмы и условия психического развития.

1. Возрастная психология является отраслью психологической науки:

А) изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости

Б) комплексно изучающей человека и интегрирующей знания о его развитии как биологического и социального существа

В) изучающей роль генотипической и средовой обусловленности психического развития

Г) изучающей психологические различия как между индивидами, так и между группами людей.

2. Метод исследования – это:

А) способ организации деятельности исследователя

Б) путь исследования

В) анализ жизненного пути

Г) психотерапевтический прием

3. К организационным методам исследования относят (исключи лишнее):

А) близнецовый

Б) экспериментальный

В) обсервационный

Г) лонгитюдный

Д) сравнительный

4. Корреляционный анализ относят к методам:

А) организационным

Б) эмпирическим

В) методам обработки данных

Г) интерпретационным

5. Комплекс методов статистического исследования, позволяющий сгруппировать изучаемые объекты в классы на основе характеризующих их показателей:

А) факторный анализ

Б) корреляционный анализ

В) иерархический анализ

Г) сравнительный анализ

Д) кластерный анализ


^ ДЕ 2. Проблема периодизации психического развития: понятие возраста, основные структурные компоненты возраста, возрастная сенситивность, кризис развития; взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

1. Возраст – это психологическая категория, обозначающая:

А) особый цикл психического развития

Б) латентный период, ограниченный кризисами

В) детство, отрочество, юность, зрелость

Г) временные характеристики индивидуального развития

2. В психологии развития рассматривают понятия возраста (исключи лишнее):

А) онтогенетического

Б) хронологического

В) филогенетического

Г) психологического

Д) биологического

3. Назовите критерий, который положен в основу периодизации Ж.Пиаже:

А) психосексуальное развитие




Б) смена ведущей деятельности




В) когнитивное развитие




Г) моральное становление личности




Д) психосоциальное развитие




4. Какой стадии психосексуального развития по З. Фрейду соответствует период дошкольного детства:

А) генитальной

Г) фаллической

Б) оральной

Д) латентной

В) анальной




5. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность




Б) интимность




В) компетентность




Г) инициативность




Д) идентичность


^ ДЕ 3. Детство как этап психического развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст.

1. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о:

А) наличии у ребенка ориентировочных рефлексов

Б) появлении эмоционального общения

В) наступлении нового периода развития – младенчества

2.Какая когнитивная функция интенсивно развивается в период младенчества:

А) память

Б) мышление

В) восприятие

Г) речь

3. Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) учебно-познавательная деятельность

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) непосредственно-эмоциональное общение

4. Кризис 3-х лет – это…:

А) кризис социальных отношений

Б) кризис детской непосредственности

В) кризис индивидуальной психической жизни

Г) кризис взросления

5. В чем основное противоречие социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:

А) в необходимости непосредственного контакта со взрослыми

Б) в разрыве между стремлением быть как взрослый и невозможностью

реализовать это стремление

В) в стремлении к личностным контактам со сверстниками


^ ДЕ 4. Психическое развитие подростка и юноши: подростковый возраст, юношеский возраст.

1. Какой стадии психосексуального развития по З.Фрейду соответствует пубертатный период:

А) генитальной

Б) оральной

В) анальной

Г) фаллической

Д) латентной

2. Базовое образование в юности (по Э. Эриксону):

А) генеративность

Б) автономность

В) компетентность

Г) инициативность

Д) идентичность

3. Ведущая деятельность старшего школьника:

А) предметно-манипулятивная деятельность

Б) непосредственно-эмоциональное общение

В) сюжетно-ролевая игра

Г) интимно-личностное общение

Д) учебно-профессиональная деятельность

4. Исключи лишнее из перечня новообразований подростка:

А) стремление к взрослости

Б) потребность в самоутверждении среди сверстников

В) потребность в общественно-значимой деятельности

Г) критическое отношение к окружающим

Д) самоконтроль

5. Исключи лишнее из перечня новообразований старшего школьника:

А) мировоззрение

Б) профессиональные интересы

В) потребность в самовоспитании

Г) самоопределение

Д) потребность в самоутверждении среди сверстников

^ ДЕ 5. Психология взрослости: молодость, зрелость, старость.

1 Возрастные рамки зрелости по Э. Эриксону:

А) 40-70 лет

Б) 25-60лет

В) 30-60лет

2. Кризис середины жизни приходится на возраст:

А) 40лет

Б) 30 лет

В) 50 лет

3. Преждевременное старение означает опережение:

А) хронологического возраста психологическим

Б) психологического возраста биологическим

В) биологического возраста хронологическим

4. Базовое образование зрелого возраста:

А) инертность

Б) направленность

В) продуктивность

5. Причины кризиса среднего возраста:

А) страх смерти

Б) депрессия

В) уход детей из семьи

Г) профессиональное становление


ДЕ 6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность; развитие личности в экстремальных условиях и условиях депривации.

1. Отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития:

А) дефектология

Б) социальная психология

В) специальная психология

Г) коррекционная психология

2. Госпитализм характеризуется:

А) невозможностью удовлетворения органических потребностей

Б) изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка в одиночестве

В) недостатком общения со сверстниками

3. Одаренными называют детей:

А) опережающих своих ровесников по темпу умственного развития

Б) обнаруживающих высокий уровень общих способностей

В) обнаруживающих высокий уровень специальных способностей

Г) все ответы верны

4. Общие признаки госпитализма (исключи лишнее):

А) потеря в весе

Б) апатичность

В) сужение сознания

Г) уход от контактов с окружающими

5. Лишение человека сенсорных впечатлений называется:

А) депривацией

Б) экстремальностью

В) иллюзией


ДЕ 7. Диагностическая и развивающая работа психолога: методы изучения возрастных особенностей и проблем развития, методы развивающей работы психолога.

1. Автор методики «Графический диктант»:

А) А. Анастази

Б) Д.Б. Эльконин

В) Н.И. Гуткина

Г) И. Йирасек

Д) А.Керн

2. Норма объема памяти ребенка 7-8 лет по данным методов исследования:

А) свыше 5 единиц

Б) свыше 7 единиц

В) 3-5 единиц

3. Методика «Несуществующее животное» позволяет оценить (исключи лишнее):

А) проявления независимости

Б) агрессивность

В) уровень самооценкИ

Г) уровень ригидности

Д) тип темперамента

4. Методика ШТУР предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека

5.Методика Векслера предназначена для диагностики умственного развития:

А) дошкольника

Б) младшего школьника

В) подростка

Г) старшеклассника

Д) зрелого человека


Вопросы к зачету

  1. Охарактеризуйте предмет и задачи возрастной психологии.

  2. Покажите связь возрастной психологии с другими науками.

  3. Дайте характеристику методам возрастной психологии.

  4. Рассмотрите категорию развития в философии, физиологии, психологии.

  5. Сравните основные концепции психического развития (натуралистические, культурологические, психоаналитические, бихевиористские, когнитивистские, эпигенетические, гуманистические, онтологические, историко-эволюционные, амплификационные).

  6. Что является источниками, движущими силами и условиями развития?

  7. Покажите роль биологического и социального фактора в развитии личности.

  8. Назовите основные закономерности психического развития.

  9. Какова взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе?

  10. Дайте определение зонам и уровням психического развития. Обучаемость и обученность.

  11. Расскажите об особенностях развития личности в экстремальных условиях и условиях депривации (на примере жизненных и художественных сюжетов).

  12. Покажите взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития (сензитивность, возрастной кризис).

  13. Охарактеризуйте основные понятия возрастной психологии: возраст, период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

  14. Опишите основные этапы периодизации Д.Б. Эльконина.

  15. Назовите основные признаки ведущей деятельности, охарактеризуйте закономерности смены видов деятельности.

  16. Дайте определения понятиям: новообразования возраста, социальная ситуация развития.

  17. Дайте характеристику основным периодам психосексуального развития в периодизации З. Фрейда.

  18. Охарактеризуйте периоды психосоциального развития в периодизации Э. Эриксона.

  19. Покажите стадиальность интеллектуального развития на примере периодизаций Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона.

  20. Проанализируйте проблему периодизации психического развития в современной психологии.

  21. Дайте оценку интегральной периодизации психического развития в работах В.И. Слободчикова, Г.А. Цукерман.


Экзаменационные вопросы

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

  2. История возникновения и развития возрастной психологии Связь возрастной психологии с отраслями психологической науки.

  3. Проблема детерминант психического развития ребенка

  4. Проблема соотношения обучения и развития

  5. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

  6. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, одаренность.

  7. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

  8. Проблема периодизации в отечественной психологии. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития.

  9. Периодизация Д.Б. Эльконина: ведущая деятельность, новообразования возраста, социальная ситуация развития.

  10. Социально-психологическая концепция развития личности А.В. Петровского

  11. Периодизация З. Фрейда: психосексуальное развитие.

  12. Периодизация Э. Эриксона: социализация личности.

  13. Периодизация Ж. Пиаже, Дж. Брунера, А. Валлона: интеллектуальное развитие.

  14. Интегральная периодизация психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

  15. Психологическая характеристика кризисов в развитии.

  16. Общие тенденции пренатального периода развития. Кризисы рождения и новорожденности. Психическая жизнь новорожденного.

  17. Психологические особенности младенческого возраста. Кризис 1-го года жизни.

  18. Психологические особенности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.

  19. Предметно-манипулятивная деятельность и ее влияние на развитие психических процессов и личности ребенка от 1 года до 3 лет.

  20. Характеристика сюжетно-ролевой игры и ее значение для психического развития дошкольников.

  21. Психологические особенности ребенка в дошкольном возрасте: развитие познавательных процессов дошкольника и становление личности ребенка в дошкольном возрасте. Кризис 7-и лет.

  22. Психологическая готовность ребенка к школе, проблемы адаптации.

  23. Учебная деятельность младшего школьника, ее влияние на развитие личности.

  24. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  25. Особенности становления личности младшего школьника.

  26. Индивидуальные варианты развития младшего школьника

  27. Психологические особенности подросткового возраста: ведущая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

  28. Особенности личностного развития подростка. Подростковый кризис.

  29. Особенности учебной деятельности подростка. Познавательные процессы в подростковом возрасте.

  30. Акцентуации характера в подростковый период.

  31. Особенности личностного развития в раннем юношеском возрасте.

  32. Профессиональное самоопределение в ранней юности. Кризис 17-и лет.

  33. Психологические особенности юношеского возраста.

  34. Психологические особенности молодости. Создание супружеской семьи и родительство. Профессиональная деятельность в период молодости.

  35. Психологические особенности зрелости. Профессиональная продуктивность в зрелом возрасте. Кризисы зрелости.

  36. Проблема взаимоотношений поколений в зрелом возрасте: взрослые дети, внуки, престарелые родители.

  37. Периоды поздней взрослости: предстарческий, старческий, позднестарческий, дряхлость. Особенности личности в старости.

  38. Теории старения. Основные линии онтогенеза в старости.

  39. Смерть как финальная стадия человеческого развития. Стадии приспособления к умиранию.

  40. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Основная литература

  1. Дарвиш, О.Б Возрастная психология: Учебное пособие для вузов по спец. "Педагогика и психология" / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 264 с.: ил. - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-305-00110-2 (в пер.)

  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст] : Учеб. пособие для вузов / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

  3. Возрастная психология (раздел) / Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.


Дополнительная литература

  1. Абрамова, Г.С. Психология человеческой жизни [Текст]: Исследования геронтопсихологии: Учебное пособие для вузов. / Г.С.Абрамова– М.: Академия, 2002. -224 с.

  2. Безденежная, Т.И. Психология старения: Путь к долголетию [Текст] / Т.И. Безденежная. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с. – (Будь здоров!).

  3. Глуханюк, Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения [Текст] : Учебно-метод. Пособие / Н.С Глуханюк, Т.Б. Гершкович. – 2-е изд. , доп. –М. : МПси, 2003. – 112 с.

  4. Краснова, О.В. Социальная психология старости [Текст] : Учеб. пособие для вузов / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М. :Академия, 2002. -288 с.

  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : Учебник для вузов. /В.С. Мухина– 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 456 с. – (Высшее образование ).

  6. Психология среднего возраста, старения, смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с. – (Мэтры психологии).

  7. Психология старости и старения: Хрестоматия [Текст] : Учеб. пособие для вузов / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М. : Академия, 2003.– 736 с.

  8. Обухова, Л.Ф. Проблема старения с биологической и психологической точек зрения. [Текст] / Л.Ф. Обухова, О.Б. Обухова, И.В. Шаповаленко. - //Психологическая наука и образование. – 2003. - №3.

  9. Психология возрастных кризисов : Хрестоматия [Текст] /Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, М. ; АСТ, 2001. – 560 с. – ( Библиотека практического психолога ).

  10. Психология зрелости: Хрестоматия [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2003. – 768 с. – (Психология семейных отношений).

  11. Психология старости: Хрестоматия [Текст] / Ред. сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ – М, 2004. – 736 с. – (Психология семейных отношений ).

  12. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / О.П. Солодилова. – М. : Т, К Велби, Проспект, 2005. – 288 с.

  13. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] : Учеб. пособие для вузов. / О.В. Хухлаева – М. : Академия, 2002. – 208 с.

  14. Шихи, Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста [Текст] / Г.Шихи. – СПб. : Каскад, 2005. – 436 с. – ( Мастерская психологии ).


Пособия и методические материалы

    1. Гусева, Т.А. Возрастная психология [Текст] : Методические рекомендации и программа курса для студентов психологических специальностей пед. вуза / Т.А. Гусева, Н.А. Кочергина. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. – 72 с.
    2. Изучаем младшего школьника: первые дни ребенка в школе [Текст] : Рабочая тетрадь студента-практиканта/ Сост. Т.А. Гусева, Л.М. Коврига.- Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002.- 24 с.
    3. ^
      Изучаем младшего школьника: познавательная сфера [Текст] : Рабочая тетрадь студента-практиканта/ Сост. Т.А. Гусева, Л.М. Коврига.- Бийск: НИЦ БПГУ, 2002.- 31 с.

    4. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] : Уч.пос./ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М., 1998.

Электронные дидактические материалы

1. Возрастная психология [Электронное учебное пособие]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 166с. (CD,DVD)

2. Тематические презентации лекций по возрастной психологии (DVD).

3. Отцы и дети: поколение NEXT/ Сборник студенческих докладов на конференции, посвященной «Году семьи-2008» (CD,DVD)

4. Электронные версии книг и учебных пособий (CD, DVD)

Перечень электронных версий

  1. Абрамова, Г. С. Практикум по возрастной психологии [Текст]: Учеб. по­собие для студ. вузов./Г.С. Степанов — 2-е изд., стереотип. — М., 1999. — 320 с.

  2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр Академия, 1999.- 672 с.

  3. Акмеология [Текст]: Уч.пособие /А.Деркач, В.Зызыкин – СПб.: Питер, 2003.-256с.


<< предыдущая страница   следующая страница >>