uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 21 22

ВВЕДЕНИЕ


Областная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Программа) направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития области.

Демографический потенциал является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития экономики, в конечном итоге формирующий уровень благосостояния населения.

Устойчивые тенденции снижения численности населения Амурской области, в том числе в трудоспособном возрасте, его оттока в западные регионы России уже сегодня существенно снижают вероятность реализации оптимистических сценариев социально – экономического развития Амурской области.

В 2005 году в демографическом развитии области наблюдались как позитивные, так и негативные тенденции. Так, по сравнению с предыдущим годом незначительно уменьшился миграционный отток из области, сократилось количество смертей и разводов. Вместе с тем снизилось количество рождений, что отразилось на динамике численности населения.

В 2005 году численность населения сократилась еще на 6,5 тыс. человек, или на 0,7 %, и составила на 1 января 2006 года 881,1 тыс. человек. В 2004 году численность уменьшилась за год на 6,9 тыс. человек, или на 0,8%.

Естественная убыль населения в целом по области наблюдается с 1993 года. За это время число умерших превысило число родившихся на 40,4 тыс. человек.

За период с 1991 по 2005 годы в результате миграционного обмена область потеряла 144,9 тыс. человек. За 2005 год миграционная убыль из области составила 2208 человек, что на 521 (19,1 %) меньше, чем за 2004 год.

Основные потери несут северные территории области. Численность постоянного населения по северным территориям области на 1 января 2006 года составила 114,5 тысяч человек и за год уменьшилась на 0,5 тыс. человек, или на 0,4 %. Большую часть своей численности северные города и районы потеряли в результате миграционного оттока жителей в другие территории. За 5 лет численность населения амурского Севера уменьшилась на 21,2% (30,7 тыс. чел.).

Миграционные процессы, происходящие в Амурской области, тесным образом связаны с ситуацией на рынке труда, определяя величину и структуру спроса и предложения рабочей силы. Численность экономически активного населения к концу 2005 года составила 468,6 тыс. человек. В их числе 424,8 тыс. человек (90,7 %) заняты в экономике области и 43,8 тыс. человек (9,3 %) не имели занятия и квалифицировались как безработные.

В ближайшие 10 лет экономику области ожидают серьезные проблемы по формированию трудовых ресурсов, связанные с дальнейшим снижением численности населения области, сокращением трудоспособного населения. В связи с этим на первый план сегодня выдвигается проблема по привлечению в Амурскую область квалифицированных трудовых ресурсов, которые соответствуют требованиям экономики.

Наиболее благоприятным направлением внешней миграции является привлечение в область населения республик бывшего Советского Союза, проживающего ныне в странах ближнего зарубежья, исторически близкого по своему менталитету, культурному восприятию, которые легко впишутся в экономику и местные традиции.

Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы.

Областная целевая программа переселения - комплекс мер социально-экономических, организационно-административных и иных мер, осуществляемых в Амурской области на основе сочетания национальных интересов Российской Федерации и потребностей территорий вселения, определяемых проектами переселения, при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы.

Принятие Программы обусловлено необходимостью формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов (как внутренних, так и внешних), что позволит снизить остроту демографических и миграционных проблем за счет привлечения квалифицированной рабочей силы с учетом геополитических, экономических интересов России, а также окажет позитивное влияние на перспективы дальнейшего экономического развития Амурской области.

Целью Программы является улучшение демографической, трудовой и миграционной ситуации в Амурской области посредством оказания содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- заселение территории Амурской области;

- увеличение миграционного притока населения и трудовых ресурсов в регион;

- улучшение демографической ситуации;

- закрепление переселенцев в регионе и обеспечение их полноценной социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество.

Программа будет способствовать социально-экономическому развитию Амурской области, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ОКАЗАНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ




    1. Социально-экономическое положение Амурской области и перспективы ее развития


Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области - 361,9 тыс. км2. Численность постоянного населения, из которого 65% городское, составляет на 1 января 2006 года 881,1 тыс. человек.

Большинство населения (86,8%) - русские, 6,7% составляют украинцы, 1,7% - белорусы, 0,9% - татары.

В состав Амурской области входят 9 городских округов и 20 муниципальных районов. В их составе 7 городов областного подчинения, 2 города районного подчинения, 21 поселок городского типа, 599 сельских населенных пунктов.

Амурская область является приграничным регионом, протяженность границы с Китайской Народной Республикой составляет почти 1250 километров.

К особенностям природного потенциала региона следует отнести:

наличие около 38% сельскохозяйственных угодий Дальнего Востока, что позволяет при определенных экономических условиях производить зерновые культуры, сою, картофель, овощи, заниматься свиноводством, птицеводством и пчеловодством. На севере области распространено оленеводство и пушной промысел;

64 % территории области покрыто лесами. Сырьевой потенциал области по запасам древесины составляет около 1,9 млрд. куб. м, расчетная лесосека, пригодная для хозяйственного освоения, достигает 9,9 млн. куб.м.;

потенциальные запасы минерального сырья в области оцениваются в 400 млрд. долларов. Основу горнодобывающей промышленности составляют добыча золота, угля и строительных материалов. При этом область богата залежами железных и титановых руд, цветных металлов, алюмосиликатного сырья, цеолитов, каолина;

регион также располагает значительным энергетическим потенциалом. На его базе функционирует Зейская ГЭС, введены в эксплуатацию 4 гидроагрегата Бурейской ГЭС;

географическое положение области способствует сохранению сервисной ориентации экономики. Здесь проходит Транссиб с БАМом, ведется строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, имеются водные и воздушные транспортные магистрали, связывающие Дальний Восток и европейскую части России. Планируется строительство единой нефтепроводной системы по маршруту: г. Тайшет (Иркутская область), Алдан (Республика Саха (Якутия), г. Сковородино (Амурская область) с выходом в район г. Находка (Приморский край).

Экономика Амурской области продолжает сохранять приобретенные в последние годы положительные тенденции.

Так, валовой региональный продукт в 2005 году, по оценке, превысил 80 млрд. рублей. За последние пять лет его суммарный объем в текущих ценах увеличился более чем в 2 раза. В 2 раза он увеличился и в расчете на одного работника, занятого в экономике области.

Основу экономики региона преимущественно формируют:

транспорт и связь, которые занимают в структуре ВРП 23,5%;

промышленность, составляющая 18%;

торговля – 13, 6 %, а также строительство – 10 % и сельское хозяйство – 7,7%.

Рост экономики области неразрывно связан с ростом объемов инвестиций в основной капитал, в первую очередь, определяемых строительством таких крупных объектов как Бурейская ГЭС, федеральная дорога «Амур» и активизацией освоения месторождений полезных ископаемых.

На развитие экономики и социальной сферы области в 2005 году использовано 24,5 млрд. рублей инвестиций.

Основным источником инвестиций являются привлеченные средства (76,5%). Из собственных средств предприятий в экономику области поступило 23,5%.

За последние годы отмечается повышение активности иностранных инвесторов. Объем иностранных инвестиций с 2001 по 2005 год возрос в 470 раз и составил 95,3 млн. долларов США, или 11% к объему капитальных вложений на территории области.

В 2005 году на территории области введено в действие 125,3 тыс.кв. м жилья, или 156,5% к уровню, достигнутому в 2004 году, в том числе введено 25,6 тыс. кв. м индивидуального жилья, или 108,3% к уровню 2004 года.

На начало 2006 года жилищный фонд Амурской области составил 17,7 млн. кв. метров общей площади, из которых 12,3 млн. кв. метров (69,5%) сосредоточено в городах, 5,4 млн. кв. метров (30,5%) – в сельской местности.

Действующие федеральные жилищные программы направлены на обеспечение жильем только отдельных категорий граждан, их эффективность низка из-за недостаточного объема финансовых ресурсов, выделяемых из федерального бюджета. В связи с ограниченной платежеспособностью населения приобретение (строительство) жилья является в настоящее время недоступным для значительной части жителей области.

Вместе с тем средняя обеспеченность общей площадью одного жителя области ежегодно возрастает и на начало 2006 года (оценка) составила 20,1 кв. метров.


Обеспеченность населения жильем





ед. изм.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Ввод жилья на 1 человека в год

кв. м

0,132

0,112

0,126

0,116

0,090

0,142

Площадь жилья, приходящаяся в среднем на 1 жителя

кв. м

18,4

18,7

19,0

19,6

19,8

20,0


В области разработан и вступил в силу Закон Амурской области от 01.09.2005 № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области». В указанном Законе прописан порядок предоставления жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В целях реализации Концепции развития ипотечного жилищного кредитования в области работает ОАО «Амурское ипотечное агентство». За период работы ОАО «Амурское ипотечное агентство» (с 2004 года) выданы кредиты банков и ипотечные займы 466 семьям на сумму 364,6 млн. руб., из них в 2006 году 203 ипотечных кредита на сумму 189,0 млн. руб.

Администрация Амурской области обеспечивает поддержку ОАО «Амурское ипотечное агентство» путем предоставления государственных гарантий средствами областного бюджета. В 2005 году ОАО «Амурское ипотечное агентство» предоставлены государственные гарантии средствами областного бюджета на сумму 35 млн. рублей на создание первичного рынка доступного жилья. Данные средства инвестированы в долевое строительство жилых домов.

На территории области в течение 2003-2005 годов осуществлялась реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 638 (в ред. от 15.05.2003).

Законом Амурской области от 10.12.2003 № 277-ОЗ принята областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы». Органами местного самоуправления разработаны и утверждены одноименные муниципальные целевые программы. Все вышеуказанные программы направлены на улучшение жилищных условий молодых семей на территории области. За счет внесения не менее 30% в качестве первоначального взноса и получения кредита банков привлекаются внебюджетные средства граждан и банков для участия в строительстве и приобретении жилья. Создаются условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей и, соответственно, укрепления семейных отношений, повышения рождаемости, улучшения демографической ситуации на территории области.

За время реализации подпрограммы с 2003 по 2005 годы 224 молодым семьям предоставлена компенсация части стоимости жилья при рождении детей за счет бюджетов всех уровней.

Широкую поддержку Администрации области получили программы ипотечного кредитования, переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме ОАО «Амурское ипотечное агентство» коммерческие банки предлагают собственные программы ипотечного жилищного кредитования, по которым выдают гражданам на приобретение жилья ипотечные кредиты.

На протяжении последних лет население активно принимает участие в жилищном строительстве области, вкладывая свои средства в долевое строительство. В 2005 году за счет средств долевого участия населения профинансировано более 20% инвестиций, направленных в жилищное строительство.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья

в разрезе городов области


Город

Стоимость (тыс. руб.)

г. Благовещенск

28,0-32,0

г. Белогорск

16,3

г. Зея

5,6-7,0

г. Райчихинск

5,0-7,0

г. Свободный

7,5

г. Сковородино

8,0

г. Шимановск

6,5


Увеличение средств на строительство объектов социально-культурной сферы позволило увеличить ввод в эксплуатацию объектов образования и здравоохранения. За последние пять лет строителями области введено общеобразовательных учреждений на 3602 ученических мест, больничных учреждений - на 419 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 481 посещений в смену.

Развитие экономики позволило увеличить объем собственных доходов консолидированного бюджета с 3,6 млрд. рублей в 2001 году до 10,5 млрд. руб. в 2005 году. Дотационность бюджета за этот период изменилась с 57,5% до 42,1%.

Наиболее перспективными отраслями в области является электроэнергетика, цветная металлургия и транспорт, однако для реализации их возможностей требуется значительная государственная поддержка.

Средний экономический эффект может быть получен от угольной и пищевой промышленности, а также (при определенных условиях) от машиностроительного комплекса, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Концепцией социально-экономического развития области на 2005-2009 годы к приоритетным отраслям материального производства помимо топливно-энергетического, горнодобывающего, лесопромышленного, машиностроительного комплексов отнесены также агропромышленный комплекс, поскольку он базируется на использовании возобновляемых региональных ресурсов, имеет мощности по их переработке, обладает потенциальными возможностями по увеличению добавленной стоимости, и транспортная инфраструктура, относимая к сфере солидарной ответственности государства в экономике.

Качество человеческого потенциала во многом определяется образованием, здоровьем, культурой, которые зависят от уровня развития в регионе соответствующих отраслей социальной сферы экономики.

Медицинскую помощь населению области оказывают 114 больничных учреждений, 208 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе 18 негосударственных, и 374 фельдшерско-акушерских пункта.

В 2005 году продолжалась работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. В областную адресную инвестиционную программу включено строительство 15 объектов здравоохранения, в том числе областных – 4 (68,5 млн. рублей), муниципальных – 11 (54,8 млн. рублей) с объемом капвложений в сумме 123,35 млн. рублей.

Система образования области включает в себя 431 общеобразовательное учреждение (45 - начального, 46 - основного, 430 - среднего (полного) общего образования), в которых учатся около 103,5 тысяч учащихся.

В области функционируют 17 вечерних школ, 50 учебно-консультационных пунктов, 325 дошкольных образовательных учреждений, 27 учреждений начального профессионального образования (24 профессиональных училища, 3 профессиональных лицея) с общим охватом 10370 учащихся, 27 учреждений интернатного типа (6 общеобразовательных интернатов, 11 коррекционных интернатов, 10 детских домов), в которых находится около 4 тыс. воспитанников.

Дошкольным образованием охвачено около 50% детей от 1 до 6 лет.

В настоящее время в Амурской области функционируют филармония, областной театр драмы, областной театр кукол, 3 областных и 407 муниципальных библиотек, областной краеведческий музей, 18 муниципальных музеев, областное музыкальное училище, областное училище культуры, 39 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, учебно-методический центр, областной Дом народного творчества, 465 муниципальных клубных учреждений всех типов, 2075 самодеятельных коллективов, из них 1849 - детских, 7 парков культуры и отдыха, передвижной творческий реабилитационный лицей для детей-инвалидов, центр по сохранению историко-культурного наследия, 3 творческих союза, Амурское отделение Всероссийского фонда культуры.

В сфере физической культуры и спорта области трудятся около 1700 специалистов, в т.ч. более 1000 человек - учителя физической культуры и тренеры-преподаватели.

К их услугам 10 плавательных бассейнов и 23 стадиона. В области действует свыше тысячи спортивных площадок и сооружений. В 2005 году в городах и районах области функционировало 533 спортзала.

Ежегодно на территории области проводятся более 300 мероприятий различного уровня, почти половина из них - с участием детей и подростков, учащейся молодежи.

В последние годы произошли позитивные изменения в уровне жизни населения, оп­ределяемом, в первую очередь, его доходами. За период с 1995 года по 2005 год денежные доходы в среднем на душу населения в месяц ежегодно увеличива­лись и к началу 2006 года составили 6105,7 рублей.

Увеличились и реальные располагаемые денежные доходы населения, их рост составил 110,3% к уровню 2004 года.

В объеме доходов населения основное место занимает заработная плата. В 2005 году номинальная среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций Амурской области, составила 9433,4 рубля и по сравнению с 2004 годом увеличилась на 28,3 %.

Реальный размер среднемесячной начисленной заработной платы, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, увеличился в 2005 году и составил 113,2% по сравнению с 2004 годом.

Остается высокой дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности: так, в 2005 году наиболее высокий размер заработной платы в 32,2 раза превысил ее минимальную величину.

От среднеобластного уровня заметно отстает заработная плата у работников, осуществляющих свою деятельность в области производства одежды, – 1,2 тыс. рублей (в 7,8 раза ниже среднеобластного уровня); сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях – 3,5 тыс. рублей (в 2,7 раза).

Сохраняется отставание уровня заработной платы работников организаций бюджетного финансирования. Так, среднемесячная заработная плата работников образования в 2005 году составила 61,5% от среднеобластного уровня, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 70,1%.

Наиболее высокий уровень заработной платы в 2005 году сложился в организациях Центрального банка Российской Федерации – 38,6 тыс. рублей (в 4,1 раза выше среднеобластного уровня); органов прокуратуры Российской Федерации – 27,4 тыс. рублей (в 2,9 раза); по производству электроэнергии и обеспечению работоспособности электростанций – 21,1 тыс. рублей (в 2,2 раза).



<< предыдущая страница   следующая страница >>