uzluga.ru
добавить свой файл
Тема 1.4. Логистические системы

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных систем, с заданными параметрами материальных потоков на входе и выходе. Отличает эти системы высокая согласованность элементов.

Выделяют следующие элементы логистической системы:

  • снабжение;

  • транспорт;

  • склады;

  • запасы;

  • управление внутрипроизводственными процессами;

  • информация;

  • финансы;

  • сбыт.

Логистической системе присуще 4 свойства.

  1. Логистическая система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Совместимость элементов обеспечивается единством цели.

  2. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные (целостные) качества системы. Примерами таких связей являются хозяйственные договоры, внутрипроизводственные связи.

  3. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. система имеет организацию.

  4. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменениями условий внешней среды.

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции. Она состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи со внешней средой. Границы логистической системы определяются границами обращения средств производства. Средства производства в виде материального потока поступают в логистическую систему, обрабатываются там и уходят в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику и микрологистику.

Макрологистикаобласть логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, с организацией транспортного процесса, с определением рациональных направлений движения материальных потоков, источников сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения. Примером макрологистической системы является промышленный комплекс.

Микрологистикаобласть логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на уровне предприятия. Микрологистика осуществляет планирование, управление и контроль в пределах предприятия таких логистических операций, как погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-складские операции, организация работы склада. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий. Примером микрологистической системы являются производственное или торговое предприятие.

Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек

До применения логистического подхода издержки рассматривались фрагментарно. Компании стремились к сокращению издержек в каждом звене движения материального потока. Влияние уменьшения издержек в одном из звеньев на работу другого подразделения не учитывалось. Критерий оценки эффективности в системе "снабжение-производство-распределение" был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = min 3с + min 3п + min 3р,

где 3с, 3п, 3р – затраты соответственно на снабжение, производство, распределение.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек. Рассматривается совокупность издержек во всех звеньях движения материального потока, при этом внимание уделяется тем звеньям, где сокращение издержек приводит к более значительным результатам по сумме всех затрат. Ярким примером логистического подхода к рассмотрению издержек на движение материального потока является увеличение транспортных расходов (частые дробные перевозки) с одновременным значительным сокращением затрат на создание и хранение запасов.

Критерий логистического подхода к рассмотрению затрат - критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В. Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения одного из критериев без ухудшения другого критерия. В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (3с +3п +3р).

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие производители товаров, поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры.

Тема 1.6. Функции логистики

Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовало более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, увеличению ее рыночной доли и получению конкурентного преимущества.

В предпринимательской деятельности и экономической литературе выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Целью логистики является совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения максимального эффекта.

Совершенствование управления материальными потоками имеет своей целью нахождение путей и методов минимизации расходов на осуществление логистической деятельности, что должно вести к увеличению прибыльности от оказания логистических услуг. Компании, для которых логистические процессы не являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, стремятся минимизировать свои расходы на логистику, чтобы увеличить прибыль от своей основной деятельности, по отношению к которой логистические процессы – элемент общих затрат. Предприятия, оказывающие логистические услуги, также стремятся минимизировать свои расходы при оказании услуг, так как это должно привести к максимизации их прибыли от ведения такого рода деятельности.

Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управлении товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции. С этой задачей сопряжено решение таких проблем, как:

  • контроль за движением материального потока и передача данных о нем в единый центр;

  • определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

  • соответствие друг другу материальных, информационных и финансовых потоков;

  • определение объема производства, транспортировки и складирования;

  • расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сферах снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции к производственным предприятиям и складам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-изготовителя к потребителям.

К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков поставщиков и потребителей, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей заказчиков. Также к координационной функции логистики относится оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть оперативного планирования состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.

Ряд экономистов выделяют также расчетную и информационную функции логистики.

Сущность логистики состоит в интегрировании и обеспечении взаимодействия участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей их информации с целью доставки необходимых товаров, необходимого качества, в необходимом количестве в нужное время и в нужное место с минимальными совокупными издержками.

Логистика рассматривается через призму управленческих, экономических и финансовых аспектов.

С точки зрения управленческого аспекта логистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.

С точки зрения экономического аспекта логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. С этой точки зрения логистика направлена на сокращение времени с момента уплаты денег поставщику сырья и материалов до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

В некоторых случаях логистика сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировке, погрузочно-разгрузочным работам, складированию.

Суммируя все выше приведенные определения можно отметить, что логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из функций которого перешли к логистике. Различия в определении логистики обусловлены рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решить организации в сфере сбыта товаров, их перевозки и складирования. Другая причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности

Логистика способствует повышению эффективности работы компании при соблюдении следующих требований:

  • поддержания связи логистики с корпоративной стратегией;

  • централизованного управления движением материальных потоков;

  • поступления необходимой информации в нужное время;

  • налаживания тесной взаимосвязи с другими участниками процесса товародвижения;

  • учета логистических расходов в системе финансовых показателей компании;

  • определения оптимального уровня качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

  • тщательной разработки логистических операций.

Связь логистики с корпоративной стратегией

Управление логистическими процессами должно осуществляться в интересах реализации маркетинговой стратегии компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат на сферу обращения.

Централизованное управление движением материальных потоков

Все логистические функции должны быть объединены под централизованным руководством для принятия более эффективных решений, так как все логистические операции связаны между собой. Большинство компаний стремятся объединить управление запасами и распределение продукции, что позволяет эффективно управлять складированием и транспортировкой. В таких компаниях осуществляется управление всей логистической цепочкой как единым целым.


Поступление необходимой информации

Современные системы обработки информации, связывающие администрацию компании, подразделения логистики, поставщиков и потребителей позволяют добиться резкого сокращения уровня запасов сырья. Большинство компаний используют интегрированные информационные системы, позволяющие эффективно контролировать и управлять материальными и финансовыми потоками на предприятии.

Тесная взаимосвязь с другими участниками процесса товародвижения

Установление долгосрочных хозяйственных связей позволяет лучше координировать процесс товародвижения. Стратегическое партнерство производителей с транспортными компаниями, таможенными брокерами и другими участниками логистической цепочки обеспечивает более уверенное положение на рынке, создание единого комплекса хозяйственных взаимоотношений, при этом особое значение придается процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставки продукции.

Учет расходов на логистические операции
в системе финансовых показателей


Логистические операции должны быть направлены на увеличение прибыли компании. Необходимо вести отдельный учет расходов на логистику и своевременно принимать эффективные управленческие решения по сокращению расходов в этой области: сокращение собственного автопарка и использование услуг специализированных фирм, использование складов общего пользования вместо строительства собственных складов.

Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания
с целью повышения рентабельности


Предоставление высококачественного сервиса приводит к получению дополнительного дохода. Разрабатывается программа логистического обслуживания клиентов с учетом требований каждого клиента.

Тщательная разработка логистических операций

Выполнение компанией вышеуказанных требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного сервиса для покупателей, с низкими издержками, что будет способствовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности и, как следствие, повышению конкурентоспособности компании.



<< предыдущая страница