uzluga.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5 6 7

Создание систем специализированными компаниями


Как отмечалось выше, при корпоративном управлении ЭК возникает необходимость создания корпоративных стандартов деятельности, которые предполагают и создание корпоративных биллинговых систем. Какие преимущества имеет такая методология создания биллинговых систем.

Во-первых, устанавливаются строгие юридические границы ответственности «Заказчик – Исполнитель». Что подразумевает ответственное отношение заказчика к формированию заказа (выделяются приоритетные направления создания системы) и соответственно такое же отношение исполнителя – интеллектуальный продукт становится товаром.

Во-вторых, система становится гибче в корпоративном плане – легче вводить изменения в пределах корпорации. А строгое разделение функций модификации, сопровождения и эксплуатации повышает степень эффективности управления системой.

В-третьих, единство в управлении системой предполагает и консолидацию данных в единую базу, что в свою очередь еще более повысит эффективность управления корпорацией.

Есть несколько методологий определяющих регламент отношений Исполнитель-Заказчик.

  1. Сдача системы «под ключ» и дальнейшее сопровождение исполнителем.

Самый дорогой и самый быстрый метод внедрения системы. В данном случае Исполнитель берет на себя все функции по разработке системы или предлагает адаптировать готовый вариант. Степень юридической ответственности разделяется утвержденным договором между сторонами и регламентом отношений.

При данном методе, так как разработчик владеет знаниями по структуре системы, инструментарием средств ее поддержания, то и на сопровождение систему берет также разработчик.

  1. Сдача системы под ключ, но дальнейшее сопровождение осуществляется силами компании.

Компания-заказчик участвует в разработке системы на законных основаниях: закрепленным договором (регламентом отношений). И ее специалисты выступают не только в роли экспертов, но и изучают инструментарий создания системы.

После сдачи системы в эксплуатацию компания возлагает функцию сопровождения и эксплуатации системы на своих специалистов, изучивших ее легально (оплатив обучение) или нелегально. Также существует практика «перекупки» специалистов-разработчиков системы. Может эти методы не всегда корректны с этической точки зрения, но ими пользуются и довольно таки часто.

  1. Продажа прав владения без каких-либо взаимных обязательств.

Компания-разработчик системы продает свой продукт без права перепродажи или с таковым, но вместе с хорошо оформленной документацией, имея которую можно изучить принципы построения системы и организовать ее сопровождение. Специалисты компании изучают систему и производят ее модификацию. Случается, что на основе полученных знаний специалисты компании создают свою биллинговую систему нового поколения, при этом сохраняя торговый знак приобретенной системы.

В общем-то, на заре развития автоматизированных систем в энергетике, руководство каждой компании исходило из множества факторов, предшествующих решению на создание и внедрение такой системы. И как во всяком новом деле, немаловажную роль играл человеческий фактор – наличие конкретного человека (группы людей) инициативно бравшихся за создание таких сложных систем. Эти люди работали, как и подобает творческим личностям, над выполнением проекта, не задумываясь над коммерческой стороной вопроса. И ими были созданы мощные, полнофункциональные системы, удовлетворяющие всем требованиям компаний в которых они работали. Люди, действительно, работали потому, что им это было интересно. А вознаграждение… Могу привести лишь один пример: создатель качественного биллинга юридических лиц, внедренного в одном из облэнерго Украины, получил премию равную 5 (пяти!) долларам США. Таким народом нужно гордиться.
      1. Ввод системы в эксплуатацию


Как вы понимаете, инсталляция (установка на компьютер) пакета с прикладным математическим обеспечением не есть ввод системы в эксплуатацию.

Все известные биллинговые системы построены по клиент-серверному принципу, с назначением различных прав пользователей. Что уже определяет первоначальную сложность системы: ее нужно сконфигурировать под задачи, решаемые компанией-заказчиком, в рамках методологии и организации коммерческой деятельности компании.

Определив клиентские места (количество пользователей), назначив права и сконфигурировав систему, приступают к самому важному этапу – формирование базы данных. Обычно база данных биллинговой системы представима в виде системы справочников, в которые заносятся данные о:

  • потреблении электроэнергии;

  • потребителях;

  • маршрутам, категориях потребителей, персоналу компании (как участников биллингового процесса);

  • данные по эксплуатируемым сетям и техническим элементам сетей;

  • различные константы, участвующие в расчетах.

База данных биллинговой системы должна содержать практически всю необходимую информацию, используя которую можно оценить любой аспект коммерческой деятельности энергосбыта компании. Поэтому формирование базы данных – это самый ответственный этап при вводе биллинговой системы в эксплуатацию.

Исходя из важности формирования базы данных, в системе обязательно должна быть предусмотрена проверка структуры, синтаксиса вводимых данных и механизмы их исправления, как автоматически, так и вручную. Как показывает практика, такие ошибки порой составляют около 40% от общего числа ошибок, вновь формируемой базы.

На момент старта системы должны быть заполнены все функциональные справочники системы. Но самое важное – должно быть выверено начальное сальдо абонента (лучше бы оно было нулевым – полностью оплаченное потребление). Ошибки в формировании базы данных, выставление начального сальдо – основная причина ошибок начислений за первые периоды работы биллинговой системы. Что особенно чувствительно в биллинге бытовых потребителей, так в биллинге юридических лиц всегда есть подтверждение данных формирующих сальдо абонента.


<< предыдущая страница   следующая страница >>