uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Хамида Тадина


Сохраним свои священные источники

Среди тюркоязычных и монгольских народов издавна практикуется лечение на целебных источниках - аржан суу. Аржан Чакыр – источник холодный, расположен он в 20-ти км от села Язула Улаганского района. Вода источника вытекает из горы, по желобу. Поездка, моление аржан-суу совершается дважды в год: в июне-июле (это время по состоянию природу называют агаш бури jажарза) и в августе-сентябре (агаш бури саргарза). Пользуются этим аржаном только жители с. Язула. Обычно на нем проводят один или три дня, можно и больше. К поездке семьи, или нескольких семей, готовятся заранее. В канун поездки припасают пищу: пекут тертпек, готовят свежий талкан. Обязательно берется целый кирпичик зеленного чая - Калка чай. Приготавливают специально сметану - каймак.

Приехав в аржан-суу, разводят недалеко от источника костер и одного из своих членов посылают за водой к аржан-суу. Перед тем как вариться чай, каждый глава семьи пьет три глотка воды из аржана. Перед принятием первых глотков к источнику привязывают jалама. Привезенные продукты к этому времени раскладывают на чистых подстилках (скатерть). Свежесваренным чаем главы семей угощают огонь. Затем в чашки наливают молоко и с деревянных ложек кропят 3 раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются, лицом к источнику и проводят мургуул (освящение) 3 раза.

После трапезы идут, произнося слова молитвы к аржану. У каждого jалама, их привязывают возле источника и трижды пьют из него воду. Затем начинают умываться под струями холодной воды, После умывания обязательно пьют чай. Перед отъездом в аржан кладут пуговицы, монетки - белые (медные не разрешается), кланяются. У огня остается один или два человека, ожидая, пока он совсем не потухнет. Поднося монетки, пуговицы аржану обязательно почтительно кланяются.

Хочу отметить, что в Улаганском районе почти все традиции и обычаи предков сохранились. Это воспитывается с малых лет. А дома обязательно говорить на своем языке. Мы по праву гордимся своими родителями за достойное наше воспитание. И эту культуру мы обязаны передать своим детям и внукам, чтобы они продолжили «дорогу» предков. Сохранение своих традиций и обычаев - обязанность каждого представителя коренного народа. И мы, сегодняшнее поколение, должны делать все зависящее от нас для их сохранения.

Хамида Тадина


Теле, теленгеты, теленгиты

На тюркском языке говорило и говорит очень много людей - миллиарды. От снежной Якутии до Центральной Европы, от Сибири до жаркой Индии. Даже в Африке есть поселения, где звучит тюркская речь.

Велик и необычен тюркский мир. Самые многочисленные в нем – турки. Они живут в Турции, большой стране, известной во всех уголках мира. Известной своим народом, старинными обычаями, высокой и неповторимой культурой. О ней написаны тысячи книг и статьей.

А о тофаларах, которых всего несколько сот человек, наоборот, многого не расскажешь. Они малоизвестны. Обитают в глухой сибирской тайге, в двух-трех деревнях. Зато самый древний и самый чистый тюркский язык, возможно, сохранили именно тофалары. Их жизнь веками протекала почти без общения c другими народами. Ничто не засоряло их речь.

Алтай – самое красивое место на свете. Самое родное. Что означает слово «Алтай»? Кто-то теперь переводит его как «золотые горы», кто-то иначе. Но это вовсе не так. Древние тюрки понимали его иначе. Землей предков или Божественной землей называли они «Алтай», свою, вернее, нашу Родину.

Язык, который звучал здесь еще в древности, был именно тюркским. Его одними из первых услышали китайцы. Именно китайцы первыми записали слово «тюрк» - «тюкю», что на их языке означает «крепкий», «сильный». Так когда-то писали о северных соседях Китая – об алтайцах, которые удивляли всех своей необычной внешностью. Они были светловолосыми и синеглазыми, отличались силой и военной ловкостью. А еще алтайцев китайские мудрецы называли «теле» Но не всех, а только тех, кто имел «знакомую» китайцам внешность, т.е. были темноволосыми и кареглазыми, как сами китайцы.

На сегодняшний день «теле» представляют теленгиты, т.е. коренные жители Кош-Агачского и Улаганского районов, которые по переписи 2002 года составляют 2368 человек от всего населения Республики Алтай. Они отличаются своим менталитетом, характером, укладом быта, диалектом и т.д. На их исконной земле находятся знаменитые на весь мир плато «Укок», где была найдена Укокская принцесса – Оочы бала, Пазырыкский курган и многие другие исторические курганы. А еще эта земля славится своими лечебными родниками – Аржан суу, например как Богузун (Кош-Агачский район). А что самое характерное, этот этнос генетически очень сильно развит в творческом направлении. Улаганский район является малой родиной Заслуженного художника РФ И. Ортонулова, кайчи-сказителя А.Г. Калкина и многих других.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\тадина_хамида.jpg


Хамида Тадина


Богат наш край - край теленгитов

В Республике Алтай Улаганский район является одним из десяти районов. Здесь компактно проживают и ведут традиционный образ жизни один из коренных малочисленных народов Горного Алтая – теленгиты. Ежегодно летом приезжают на территорию района многочисленные туристы из разных городов и регионов России и из-за рубежа, которых этот прекрасный край удивляет своими культурно-историческими памятниками, святыми местами, целебными источниками, реками и озерами.

Район известен знаменитыми на весь мир историческими памятниками пазырыкской культуры (VI-IV в.в. до нашей эры), памятниками средневековья – Челушманской оросительной системой и т.д.

Наши реки отличаются бурными и стремительными течениями, воды которых с шумом мчатся среди валунов и глыб по глубоким долинам с округлыми и отвесными склонами. Основные водные артерии Улаганского района – реки Чолушман и Башкаус с бесчисленными большими и малыми притоками.

Река Чолушман берет начало из отрогов южной части Шапшальского хребта и сперва впадает в озеро Джулу-Коль (Jуулу-Кöл), расположенное на высоте 2200 м. над уровнем моря, затем вытекая из него, спокойно несет свои воды по горной тундре, после чего, сжатая скалами, ревущим потоком устремляется вниз по одноименной долине до Телецкого озера. На этом участке река крута со сложнейшими порогами, каньонами, каскадами и водопадами. Общая протяженность реки составляет около 200 км. Название реки произошло от теленгитского слова «Чöлÿшкен», что в переводе на русский язык означает «червь». Действительно, с высоты окрестных скал река очень напоминает извивающегося червя. Притоки Чолушмана также богаты водопадами, которые падая с отвесных скал, образуют неописуемые зрелища. Неподалеку от устья реки Чульча (Чöлчи) – правого притока Чолушмана – находится крупнейший каскадный водопад Горного Алтая – Учар.

Вторая в районе по величине река Башкаус берет начало с восточной части Курайского хребта, имеет протяженность в 219 км. Название реки произошло от древнетюркского словосочетания «Башкы-őгÿс» (башкы – основная, отдельная, őгÿс – река), с течением времени среди местных жителей это древнее название трансформировалось в Башкőс, Башкуш, Башкаус.

По территории села Чибит Улаганского района протекает река Чуя – самый значительный приток Катуни. Именно эта река дала название автомобильной магистрали – Чуйскому тракту, который протянулся с Новосибирска до Монголии.

Существенным элементом географического ландшафта района также являются озера. Наибольшее количество озер республики находятся на территории Улаганского района, их здесь насчитывается около трех тысяч, из них 2560 озер насчитано на территории Алтайского государственного заповедника. Именно здесь располагаются самые большие озера Горного Алтая и Западной Сибири – Телецкое озеро (Алтын-Кöл) и озеро Джулу-Коль (Jуулу-Кöл). Широко известна легенда о происхождении названия озера Алтын-Кöл (Золотое озеро): в неурожайный голодный год местный охотник Чокул нашел золотой самородок величиной с конскую голову и не смог обменять это золото на чашку ячменя. Отчаявшись в своих попытках получить в обмен на это золото пищу, Чокул с великим трудом поднялся на вершину горы и бросил оттуда золотой самородок в озеро. С тех пор местные жители стали называть это озеро Алтын-Кöл (Золотое озеро), а возвышающуюся над озером гору – Алтын-Туу (Золотая гора). Телецким озеро назвали русские казаки, которые проникли сюда в 1625 году из Кузнецкого острога и обложили ясаком местных теленгитов, среди которых лидирующим был род тёлёсцев (тöлöсöв). Телецкое озеро является вторым в России по объему после Байкала.

Озеро Джулу-Коль (Jуулу-Кöл, в переводе «Жирное озеро») расположено на стыке хребтов Шапшальского и Чихачева в верховье р. Чолушман на высоте 2200 м. над уровнем моря. По преданиям, такое название дали озеру из-за исключительно жирных рыб, которые в изобилии водятся в нем. Во времена СССР на берегу озера работал завод по консервированию рыбы, в настоящее время озеро входит в зону Алтайского государственного заповедника. На 11-13 километре автодороги Акташ-Улаган с левой стороны на 2735 метров протянулось так называемое «Мертвое озеро», местные жители его называют Чöйбöк-Кöл, что в переводе с теленгитского на русский язык означает «Вытянутое озеро». Названию «Мертвое» данное озеро обязано тем, что в отличие от других зарыбленных окрестных озер в нем до недавнего времени не водились рыбы и на него редко садились водоплавающие птицы. В настоящее время в озеро запущены мальки пеляди и форели, в случае их благополучного развития вполне возможно, что такое мрачное и пугающее название озера сменится на более лирическое. Далее вдоль автодороги Акташ-Улаган расположено множество озер, наиболее крупным из которых является озеро Сорулукель (Сорулу-Кőл), длина которого составляет 4000 м, ширина – 1350 м, высота над уровнем моря -1812 м. Название озеру дала долина Сорулу (в переводе - «долина с мелким ручейком»), где в ее низине и расположилось это красивое озеро. Озеро Узункель (Узун-кőл), расположенное на высоте 1985 м. над уровнем моря, по своей величине занимает второе место среди озер перевала автодороги Акташ-Улаган, имея среднюю ширину в 800 метров, это озеро протянулось на 3000 метров, что вероятно и дало ему такое характерное название – Узун-кőл, что в переводе означает «Длинное озеро». Очень живописно выглядит расположенное на самом перевале озеро Кедьелукель (Кеjеелÿ-кőл). По поводу происхождения такого названия озера есть предание, по которому в это озеро некогда была брошена оторванная коса мужчины – кеjее. До недавнего времени некрещеные местные взрослые мужчины обривали свои волосы и лишь на макушке оставляли заплетенную косу (кеjее), на конце которой в виде украшения закрепляли бусинки или стеклянные пуговки, именно такая мужская коса и дала название этому зрелищному озеру.

Большинство крупных озер района (от 0,3 км в диаметре и выше) заселены рыбами: осман, пелядь, муксун, форель, карась и др. В Телецком озере, реках Чолушман, Башкаус и их притоках водятся такие рыбы, как таймень, хариус, гольян, сиг-пыжьян (селедка), сиг Правдина (килька), окунь, щука, лещ, налим, елец сибирский, сибирский голец-усач, пестроногий подкаменщик, сибирский подкаменщик и др.

В районе расположены свыше полутора десятков широко известных целебных источников. Самый крупный источник расположен в селе Чибит. Вода источника содержит значительное количество кальция, и по этому показателю близка к воде «Ессентуки». Большим содержанием сероводорода отличается целебный источник Адышту, расположенный в 3 км вверх по течению от устья реки Чолушман, на ее правом берегу. По результатам исследований вода источника является гидрокарбонатно-хлоридно-кальциево-магниевой. Большую популярность имеют также другие целебные источники: Мандилу, Азалу, Быркан, Кабак-Тайга, Кызыл-Таш, Тужар, Канду-Айры, Сукбак, Тумчук-Сайар, Белтир, Кайа-Бажы, Кулузун, Кара-Суу (Улу-Ойдык).

Растительный мир района необыкновенно богат и разнообразен. Леса занимают громадные площади и прерываются только хребтами, альпийскими лугами и горными тундрами. Основу леса составляют хвойные: кедр, ель, лиственница. Преобладание той или иной породы леса зависит от абсолютной высоты местности и климатических условий. Древесные породы, кроме перечисленных, представлены и лиственными – березой, тополем, осиной, пихтой (бассейны рек Башкаус и Чолушман). Подлески богаты разнообразными кустарниками, преимущественно ягодными: черная смородина, красная смородина, облепиха, смородина альпийская (растет на каменистых склонах), рябина, черемуха, в лесах много голубики и брусники, на полянах растут клубника (земляника) и малина (в Челушманской долине). Сбор ягод и кедровых орехов приносит ощутимый доход местному населению, кроме этого практикуется заготовка лекарственных растений, таких как золотой корень, марьин корень, красный корень, курильский чай, бадан, зверобой и др. Всего на территории района насчитывается свыше ста видов растений, используемых в народной медицине, среди них имеются много эндемических, занесенных в Красную книгу растений. Например - астрагалы, молодушки, панцерии, соссюреи. В расщелинах отвесных скал имеются наросты мумиеносного вещества, из которого изготавливают ценное лекарство – мумие.

Богатство животного мира района обусловлено разнообразием природных ландшафтов и богатством растительного мира. Свыше 70 видов млекопитающих, более 320 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся и земноводных обитают на территории района. Крупные хищники представлены такими животными как медведь, волк, росомаха, рысь, в верховьях рек Чолушман и Башкаус обитают редкие виды кошачьих – снежный барс (ирбис) и манул, а также алтайский горный баран - архар. В числе пушных зверей в лесных массивах также обитают соболь, белка, заяц, ближе к рыбным водоемам держатся выдра и норка, здесь же обитают барсук, лисица, сурок. Парнокопытные представлены несколькими видами. Это лось, марал, северный олень, сибирская косуля, сибирский горный козел, горный баран (аргали), кабарга. В последние годы, в результате возросшего в мире спроса на продукцию восточной медицины, до критической черты сократилось поголовье кабарги, марала, бурого медведя.

Животноводство является основным видом деятельности теленгитов. Кроме овец, коз, лошадей и крупного рогатого скота есть и яки (сарлыки), которых держат в своем хозяйстве немногие. Ещё занимаются сбором ягод, грибов, кедровых шишек, сброшенных сухих рогов диких маралов, а также сезонная охота на пушных зверей составляет немалую долю доходов.

В статье использованы материалы «Истории Улаганского района»

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\чуу_родион.jpg


Родион Чуу


Деревенька моя деревянная дальняя

Я родилась в г. Горно-Алтайск. Когда я была маленькая, родители переехали в с. Верх-Иша Майминского района Горно-Алтайской автономной области. В то время на Верх-Ише жили четыре семьи, а пятая была наша. Постепенно они стали переезжать в с. Урлу-Аспак, потому что там была 8-летняя школа, больница, магазин. Наша семья тоже выехала. В Урлу-Аспаке была ферма крупного Кызыл-Озёкского совхоза. Мои родители трудились всю свою жизнь на ферме. После образовался Бирюлинский совхоз. Во время перестройки совхоз ликвидировался. Сотни людей, которые проработали всю жизнь в совхозе, потеряли здоровье и остались без работы. Люди стали пить. Молодёжи нечего было делать в селе, и она вынуждена была уезжать в город искать работу. Но в городе, найдя работу, им нужно было решить проблему жилья. Многие, не решив эту проблему, вернулись в село, где их ждала безработица и пьянка. Сегодня коренные жители бесправны на своей земле. Земли наши сданы в аренду на 49 лет заезжим москвичам, а мы остались ни с чем. Люди в основном селе не знают законы о земле. Основной доход жителей села - пенсия, детские пособия и зарплата работающих бюджетников. Также живём за счёт личного подсобного хозяйства и огорода. Но вскоре, я думаю, мы будем лишены и этого дохода. Я очень хочу, чтобы наша местная власть повернулась лицом к народу.

d:\office\бюллетени\бюллетень_бирлик_2009\группа № 13\тадыкина_вера_санатовна.jpg



<< предыдущая страница   следующая страница >>