uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5










I. ВВЕДЕНИЕ


Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний показывает, что охрану труда высшие руководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здоровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетентности персонала. В странах Европейского союза сейчас поднимается вопрос о культуре охраны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.
Хотелось бы, чтобы и для российских руководителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осуществлялось по остаточному принципу. Чтобы многие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в угоду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.
А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.


II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА


Аттракцион ожиданий

Для сообщества специалистов по охране труда появление нового документа по обучению уже представляется чем-то из области фантастики. Речь об этом документе идет уже не первый год на всех самых значимых совещаниях и конференциях. Все ждут новый документ, но до сих пор все ограничивалось только пустыми обещаниями чиновников: «Подождите еще чуть-чуть, через месяц будет… мы работаем над этим вопросом и т.д и т.п. - верьте нам».

В мае 2012г Минздравсоцразвития России разом выстрелило целую серию приказов по охране труда:

- Приказ №557Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда"

- Приказ №558Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в РФ и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда"

- Приказ №559Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"

И самый долгожданный

- Приказ №570Н от 17 мая 2012 г. Минздравсоцразвития России "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда"

Приказы были утверждены срочно, в самом предверии Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 63 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" благодаря которому Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации превратилось в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Успели таки, утвердили. Однако ни один из этих приказов не попал в информационно-справочную систему Консультант-Плюс, не прошел регистрацию в Минюсте. И, как сообщило новое министерство труда и социальной защиты РФ, приказ №570Н отменен. Многие сейчас улыбнутся.

Сейчас Вы можете скачать новый проект приказа о порядке обучения по охране труда. Многие после ознакомления увидят в нем как плюсы, так и минусы.

Но обратим Ваше внимание, пожалуй, на самое «ценное» зерно данного документа и его ценность надо понимать буквально в прямом смысле этого слова.

Звучит это так:

П.19. По завершении специального обучения лиц, указанных в пункте 7 Порядка, проводится проверка знания требований охраны труда (далее – проверка знания).

Проверка знания осуществляется с обязательным применением компьютерного тестирования с использованием единого программного комплекса и по единым тестовым вопросам в объеме знания обязательных вопросов, включаемых в учебную программу в соответствии с пунктом 14 Порядка.

Далее п 21.

Обучающая организация в течение 30 дней после оформления протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда направляет в установленном порядке сводный реестр обученных лиц, сведения об обучающей организации на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных, а также ежеквартально в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Если посмотреть приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.02.2012 N 125 "Об утверждении Комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012 - 2015 годы", то в разделе «Повышение качества обучения в области охраны труда» мы также найдем информацию о мероприятии следующего содержания «Создание и развитие единой информационной системы результатов аттестации (проверки знаний) работодателей и работников по вопросам охраны труда в течении 2012-2015г».

Вот так удачно и прописывают то, что впоследствии необходимо реализовывать за счет государственного бюджета и вопросов «а надо ли это?» при этом ни у кого не должно возникнуть: "Конечно надо!" – ведь планы надо реализовывать, и ничего, что другие планы, куда как более важные, зачастую годами остаются без должного внимания.

Так о чем идет речь в п.19 и п.21? По сути это два электронных продукта. Но что именно имели в виду разработчики порядка не совсем понятно, пока остается только догадываться.

Можно предположить, что это чье-то очередное большое желание создать некий продукт из серии ЕИСОТа (Единой информационной системы по охране труда) за очень круглую сумму. Возможно, что стоимость будет плавать в диапазоне 50-100 млн руб, а потом ежегодные модернизации, поддержки и т.п. процедуры преумножающие общую стоимость данного проекта. Хорошо, если это будет бесплатное удовольствие для обучающих организаций, а если нет?

Интересно, кто будет создавать такую систему? Вам о чем-то говорит зачастую единственный участник (максимум двое участников) в конкурсах на разработку подобных продуктов, а ведь на такой куш должно быть сотни-тысячи желающих, причем профессионалов своего дела. Где гарантия того, что такая система будет создана на должном уровне? Ведь были прецеденты, когда работы на создание того же ЕИСОТа были полностью оплачены и закрыты актами в срок по госконтракту, а Минздравсоцразвития говорил нам о том, что система только создается и будет запущена когда-то в будущем. Эти факты совсем не дают таких гарантий, наоборот, пора хвататься за голову – что будет дальше?

И неужели качество обучения и полученных знаний от внедрения такой системы повысится? (речь идет не о повышении благосостояния избранных). А где же поле для возможной конкуренции, а следовательно и возможность создания более качественных продуктов (речь о тестовых вопросах и программах для экзаменовки)?

Неужели знания, получение которых сводится всего к 40 часам, настолько космически сложны, что проверку их результатов нельзя доверить обучающим организациям в полной мере? неужели они настолько безответственно подходят к этому вопросу? А где же тогда эффект от внедренной аккредитации?

Кто-нибудь понимает, почему большая часть работы Минздравсоцразвития сводилась все последние годы в основном к окучиванию и контролю бизнеса в сфере охране труда? Неужели Минтруд пойдет той же дорожкой, вместо того, чтобы в первую очередь навести хоть какой то порядок в основных документах, например, в правилах по охране труда, которым мы, собственно говоря, и собираемся обучать с последующим таким серьезным тестированием.

А вообще есть предложение, чтобы показать истинную суть данного положения в новом порядке: господа инженеры по ОТ! Пора создавать единые шпоры ко всем единым тестовым вопросам будущего единого программного комплекса.

Вот парадокс-то будет, если они в продаже появятся. Так ведь противозаконного в этом ничего не будет.

Данный порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда предполагается ввести в действие с 1 января 2013 года. Ждёмс..


Профсоюзы против передачи полномочий по контролю за сферой труда регионам

Подготовка федерального закона, согласно которому федеральные полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства будут переданы органам исполнительной власти субъектов РФ, стала причиной обращения М.В. Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России к Дмитрию Медведеву. Лидер ФНПР заявляет о недопустимости таких изменений в законодательстве страны. Свою точку зрения Шмаков обуславливает следующими аргументами:

1. В настоящее время российское законодательство о труде включает в себя институты трудового права, требующие исключительно централизованного федерального надзора. В качестве примера в письме приводится нормы оплаты труда работников и требования охраны труда, в том числе и требования по проведению аттестации рабочих мест.

2. Соподчиненность инспекций труда и других органов исполнительной власти приведет к конфликту интересов. Кроме этого увеличивается возможность оказывать влияние на инспекторов для того, что бы освободить от ответственности руководителей региональных и муниципальных учреждений и предприятий. Данный факт окажет негативное влияние на социальную, экономическую и политическую ситуацию в регионах, вплоть до возникновения региональных очагов социальной напряженности.

3. Шмаков предупреждает о подобных рисках во время осуществления надзора за соблюдением порядка расследования несчастных случаев на производстве.

4. Особое внимание в своем письме лидер ФНПР уделяет необходимости исключительно федерального надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении организаций федерального уровня, которых на данный момент насчитывается более десяти тысяч. Это же касается организаций экстерриториального принципа деятельности.

5. Также Шмаков предупреждает премьер-министра о том, что с упразднением Министерства Труда Российская Федеральная служба по труду и занятости потеряет членство в Международной инспекции труда, которая признана Международной организацией труда.

Письмо Председателя Федерации независимых профсоюзов России выражает обще мнение профсоюзов, которые говорят о том, что контроль за сферой труда должен осуществляться исключительно федеральными органами власти. При этом Роструд и его территориальные органы должны напрямую подчиняться российскому правительству. Все функции, несвойственные надзору (занятость, миграция, альтернативная службы, «чернобыльцы» и др.) должны находиться в ведение Министерства труда РФ. Росттруд, так же как и Ростехнадзор и Роспотребнадзор необходимо переименовать в Федеральную службу по надзору в сфере труда.


Результаты аттестации рабочих мест учтут при определении тарифов соцстрахования

Приказом Минтруда России № 39н от 1 августа 2012 г. утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая была разработана с целью реализации положений Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В методике отражена новая формула расчета, которая учитывает такие показатели, как результаты аттестации рабочих мест и результаты обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы страхователя за три года, а не за один, как ранее.

Например, скидка к страховому тарифу на 2014 год будет устанавливаться в 2013 году на основе данных за 2010, 2011 и 2012 годы. Работодателям, у которых в предшествующем финансовом году зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки устанавливаться не будут.

Введение новой формулы призвано экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда работников.


Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"


Минтруд разрешит женщинам работать на горнодобывающих предприятиях

6 августа 2012 года в г. Ленинске-Кузнецком Кемеровской области Председатель Правительства Дмитрий Медведев провел совещание, по итогам которого был подписан Протокол «О мерах по развитию угольной промышленности». Согласно данному документу Дмитрий Медведев поручил до 1 октября 2012 года разработать поправки в нормативную базу, позволяющие изменить перечень тяжелых работ, на которых запрещается применять труд женщин, с целью сократить его. Решение данной проблемы возложено на Министра труда М.А. Топилина, Министра здравоохранения В.И. Скворцову, Министра энергетики А.В. Новока. В своей работе им необходимо будет учитывать мнение представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и угледобывающих предприятий.

Эти нововведения следствие усовершенствования технологий производства, и модернизации оборудования. Их цель – повышение материального благополучия женщин, и снижение дефицита кадров в угольной промышленности.

Пресс-служба министерства труда сообщает о том, что представительницы прекрасной половины могут рассчитывать на трудоустройство на горнодобывающих и металлургических предприятиях, при условии, что вредные факторы будут нейтрализованы. В качестве примера приводиться должность оператора удаленного пункта на металлургическом комбинате.

Напомним, что в настоящее время Трудовое законодательство России запрещает привлекать женщин к работам, которые связаны с вредными условиями труда. Список отраслей промышленности, признанных неблагоприятными для слабого пола, закреплен в «Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение женского труда».

В Минтруде отмечают тот факт, что в настоящее время новое оборудование позволяет модернизировать вредные и опасные производства и качественно улучшить труд работников. В связи с этим, работодатель может принимать на должность, входящую в действующий Перечень, женщин. Однако, при этом необходимо создать безопасные условия труда, которые будут подтверждаться в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда. Так же необходимо будет получить заключение государственной экспертизы условий труда и органа Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации.

В настоящее время работа над актуализацией перечня продолжается.

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации

О государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства


Недавно правительство РФ утвердило Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Положение главным образом прописывает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Документом так же определяется предмет надзора, которым является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок. Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда не чаще чем один раз в 3 года. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, перечисленным в статье 10 Постановления. В частности такая проверка может быть проведена по факту обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав и (или) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

Учитывая специфику деятельности организации, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, документом установлены особые положения при проведении проверок.

Постановлением установлено, что срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Помимо этого, в отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, срок может быть продлён не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий - не более чем на 15 ч).

При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют ряд полномочий установленных статьей 13. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки государственные инспекторы труда составляют акт проверки по установленной форме, если есть необходимость то, принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности.



<< предыдущая страница   следующая страница >>